Первый период сопряжен еще преимущественно с арабским контекстом, большинство Имамов живут в Медине в Аравии, и лишь начиная с 7-го Имама центр шиизма перемещается в Багдад, причем все Имамы, кроме последнего, рождены в Медине или в ее окрестностях; последний Имам (он же «скрытый Имам») Мохаммед Аль-Ка'им рожден в Самарре (Ирак). По шиитским источникам, матерью последнего 12-го имама была византийская принцесса Наркис Хатун (арабское имя «Малика» — «Царица»), чей род восходил к роду апостола Варнавы. При шестом Имаме Джафаре ас-Садыке шииты создают особый мазхаб (джафаритский), то есть систему толкования основных моментов шариата основой исламского права. Уже в это время ощущается рост иранского фактора, а фигурой, замыкающей этот период, становится иранец Мохаммед ибн Якуб аль-Кулайни, систематизировавший на основании указаний последних доверенных лиц «скрытого Имама» основной корпус шиитских документов и источников. На этом первый период завершается и начинается следующий, второй. В этот второй период продолжается систематизация шиитских доктрин и происходит построение на их основании развернутого богословско-теологического учения (кульминацией чего являются труды Иранца Насироддина Туси). Это — еще одно яркое свидетельство того, что именно иранцы становятся ведущей силой в утверждении шиитской цивилизации. Однако на этом этапе иранский шиизм остается пока еще лишь одной из главных религиозных школ Аббасидского халифата (при Буидах (946—1075) шииты вообще устанавливают полный контроль над халифатом). О Насираддине Туси Анри Корбен пишет: Человек, обладавший универсальным дарованием (список его трудов включает в себя около восьмидесяти названий) в той мере, насколько это позволяла культура его времени, Ходжа Насир («Учитель Насир» — именно под этим именем он чаще всего упоминается) родился в Тусе, в Хорасане, 11 джумада'ал-аввал 597/18 февраля 1201 г. и умер в Багдаде 18 зу-л-хиджжа 672/26 января 1274 г. Его юность
была наполнена приключениями; он служил исмаилитским правителям в Кухистане, чем объясняется его пребывание в неприступном замке Аламут, а также и написание им одного исмаилитского трактата.
Ходжа Насир был математиком и астрономом Что касается философии, то ему принадлежит
комментарий Ишарат Авиценны, который 'Абд ар-Раззак Лахиджи четыре столетия спустя оценил как самое лучшее из существующих произведений авиценнизма иранский авиценнизм дожил до наших дней и Насир Туси был его лучшим знатоком. Его главными
трудами по шиитскому богословию являются Таджридад. 'ака'ид («Инвентарь догматов веры»), Кава'ид ал- 'ака'ид «Основания догматов веры»), Фусул («Главы», на персидском). В них систематизированы основные темы шиитской мысли (имамат, двенадцатый Имам и т.д.). Сочетание шиизма, резюмирующего чаяния иранского религиозного сознания, и, с другой стороны, философии, умиравшей в иных уголках дар ал-ислам, но получившей мощное продолжение в иранских школах, делало Ходжу Насира «авангардной фигурой» шиитской мысли Империя шиитов-семеричников (исмаилитов), которая представляет собой первое в истории политическое образование, где шииты захватывают политическую власть, существует с 909 по 1256 год. Это Государство карматов и возникший под их влиянием, хотя и вполне самостоятельный, Фатимидский халифат. следует обратить внимание на глубинный теологический синтез между суфизмом и шиитской теорией, осуществленный иранцем Хайдаром Амоли Сеййид Хейдар родился в 720/1320 г. в Амуле, столице Табаристана, на южном
побережье Каспийского моря. Он принадлежал к очень старой шиитской семье. Хейдар Амули пытался объединить шиизм с суфийской метафизикой — так же, как Сухраварди хотел объединить древнеиранскую теософию с исламской философией.
С установлением Сефевидской династии иранцы воссоздают свободное иранское Государство с шиизмом в качестве официальной веры, начинается масштабный расцвет шиизма во всех его измерениях — как политическом, так и богословском, философском, культурном и т.д начиная с Сефевидов к духовному измерению снова добавляется политическое. Это первое полноценное шиитско-иранское политическое образование.
В настоящее время Исламская Республика Иран продолжает быть единственным Государством, где шиизм является одновременно и государственной религией, и основой социально-политическое
устройства, и эксплицитной культурной доминантой. Этот краткий обзор показывает, насколько история шиизма связана с историей Ирана. Начиная с первого этапа шиитской истории центр тяжести неуклонно смещается в сторону Ирана.