Найти тему
Москва в деталях

2010-е уничтожили транспорт Москвы

Оглавление

Если в России две проблемы, дураки и дороги, то в Москве одна - плитка. Ну, это так, личные наблюдения. В целом, за период с 2011 по 2019 большинство сил города брошены на транспорт. Это касается как общественного, так и личного. Надо сказать, что в момент изучения данных для написания этой статьи, я был очень приятно удивлён. Динамика, как не странно, позитивная. Даже для автомобилистов. Подробности ниже.

Автомобили

Наткнулся на исследование нашего главного IT-гиганта, Яндекс подробно проанализировал пробки в Москве с 2013 по 2017 годы. Картинка довольно позитивная. Средняя скорость движения по основным магистралям растёт, это видно в табличке ниже. Это даже с учётом того, что в 2010 году количество московских машин было 5,7 млн (не считая приезжих), а в 2019 их уже более 7,7 млн (опять же, не считая приезжих из области и других регионов).

Средняя скорость движения на основных магистралях Москвы, км
Средняя скорость движения на основных магистралях Москвы, км

А что было сделано, чтобы добиться такой картинки? Строительство развязок, эстакад, новых дорог, расширении существующих там, где это возможно. И я очень надеюсь, что строительство хордового кольца существенно разгрузит город.

Хорды

В особенности меня интересует Юго-Восточная хорда, так как вокруг неё ходит приличное количество слухов. Я представляю, как мост существенно разгрузит Люблинскую улицу, подъезды к ней, проспект Андропова, МКАД, Волгоградский проспект. Пробок станет гораздо меньше. И это только одна хорда. А их четыре, плюс рокады. Есть мнение, что это негативно скажется на экологии города.

Хордовое кольцо Москвы
Хордовое кольцо Москвы

Я так не считаю. Ведь сейчас огромное количество машин часами стоит в пробках, вместо того, чтобы за полчаса доехать до дома/работы. И чем дольше автомобили стоят, тем больше выхлопных газов. А если построить хорды, то перепробег машин снизится, во-первых, а во-вторых, уменьшится время нахождения заведённого автомобиля на городских улицах. Следовательно, меньше выхлопных газов в атмосфере.

Парковки

Центр Москвы всегда был притяжением жителей и гостей города. Хаотично брошенные автомобили, узкие тротуары, люди парковались где хотели и как хотели. А если кому-то места не хватило поставить машину, а ему это очень необходимо? В 2010-х полностью перевернули эту систему.

Организовали платные парковки, тем самым выгнав многие автомобили из центра города, отчасти из-за этого стало меньше пробок. Тротуары стали законным местом пешеходов, там больше никто не паркуется, а если попробует - штраф и эвакуация. Плюс ко всему, в центре стало много свободных парковочных мест, если человеку действительно нужно, он оставит машину в удобном месте, правда, заплатив приличную сумму денег - до 380 рублей в час.

Общественный транспорт

Другой фактор разгрузки пробок - организация качественного и доступного общественного транспорта. Что для этого делается... Во-первых, строятся новые станции метро и целые линии. Практически готова Некрасовская линия подземки. Да, сейчас пассажирам приходится тяжеловато. Жители Некрасовки и ближайших поселений начали пользоваться открытым участком розовой линии.

Из-за того, что пока связь с центром обеспечивается только пересадкой на Таганско-Краснопресненскую линию, в часы-пик происходит неимоверная давка. Но скоро откроют второй участок розовой ветки, который дойдёт до БКЛ и МЦК, а именно, до станции Нижегородская. Тогда пассажиры Таганско-Краснопресненской линии вздохнут с облегчением, а многие из них начнут пользоваться новой, Некрасовской линии, благодаря чему снизится нагрузка на фиолетовую ветку.

БКЛ

Проект БКЛ (Большая кольцевая линия) - крупнейший в мире, и по станциям, и по километражу, и по скорости строительства. До 2023 года колечко замкнётся, пассажиры получат возможность не ехать глубоко в центр для пересадки на радиальные направления.

Станция ЦСКА БКЛ - одна из самых красивых, построенных с 2010 года
Станция ЦСКА БКЛ - одна из самых красивых, построенных с 2010 года

Ожидается, что трафик обычной кольцевой линии существенно снизится, да и радиальные ветки внутри БКЛ тоже разгрузятся. Надо не забывать, что проект БКЛ был создан ещё в советские годы, в 1971 году. Тогда планировалось, что Большое кольцо пройдёт по имеющимся станциям Каховской линии. Что сейчас изменилось? Немного поменялась трассировка кольца, появились заезды к башням Москва-Сити.

МЦК

Вспомним ещё МЦК (Московское центральное кольцо). Оно разгрузило кольцевую линию и радиальные ветки. Да, не сильно, да, до некоторых станций довольно проблематично дойти, да, переходы из метро бывают долгими и уличными. Но ежегодно этим кольцом пользуется около 110-130 млн человек, при этом трафик растёт.

Всё величие МЦК - стеклянные вестибюли, поезд Ласточка. Станция Крымская
Всё величие МЦК - стеклянные вестибюли, поезд Ласточка. Станция Крымская

29 ноября этого года, кстати, был установлен новый рекорд внутреннего железнодорожного кольца Москвы - 571 тысяча человек. Эксперты связывают это с запуском МЦД (Московских центральных диаметров). Вот и получается, что в Москве получился, практически, новый транспортный ярус. Им стало наземное метро, то есть, МЦК и МЦД.

МЦД

Лично я не очень люблю метро, спускаешься под землю, в окне лишь мелькающие провода и чёрные стены. Так как живу рядом со станцией МЦД, начал активно пользоваться "наземным метро". Да, транспортные фанаты не очень любят это понятие, они считают МЦД и МЦК "городской электричкой". Но меня лично подкупил сервис метро, доступный на земле, а не под.

Иволги - электрички нового поколения
Иволги - электрички нового поколения

Интервалы 5-6 минут в часы-пик, новый подвижной состав, сквозные проходы. Рассказываю свой опыт - однажды я сел в последний вагон поезда Стандарт-Плюс, выходить мне нужно было через пару станций через первый вагон. Я спокойно дошёл до первого вагона, электричка как раз подошла к моей станции. Это действительно, безумно удобно. Да, пока всего два диаметра, да и интервалы временами 18 минут, а не обещанные 5-6. Но всё будет, главное подождать. Подробнее про МЦД я писал здесь.

Электробусы

Ещё одно направление развития наземного общественного транспорта - замена троллейбусов и дизельных автобусов на электробусы. У меня была статья об этом, советую к ознакомлению. Здесь кратко - до 2030-х годов Москва планирует полностью обновить парк дизельных автобусов на электробусы.

Электробус КамАЗ на зарядке
Электробус КамАЗ на зарядке

Что это даст? Во-первых, меньше будет выбросов в воздух. Хоть 12 тысяч автобусов это капля в море, по сравнению с 7,7 млн автомобилей, но надо смотреть в будущее, а оно, видимо, за электротранспортом. Во-вторых, стоимость поездки, возможно, сократится на 80%, так как нужно меньше затрачивать денег на топливо. Об этом я тоже писал, вот тут.

Трамваи

2010-е - приход "Витязей" в Москву. Современные трамваи российского производства, мало в чём уступающие импортным аналогам. Полностью низкопольные, с широкими дверными проёмами, с наружной системой открытия дверей, трёхсекционный подвижной состав. USB-зарядки, Wi-Fi, информационными экранами.

В общем, что ещё нужно для жизни? Более того, сейчас Витязи собираются на Тверском вагоностроительном заводе, компанией "Транспортные системы". Собянин ставит упор на развития трамвайного движения, поэтому пригласил изготовителя и разработчика в Москву, да, новые Витязи будут разрабатываться в Москве. Ну не сказка разве?)

Инфраструктура

В 2010-е многое поменялось в подходе к наземному транспорту. Появились остановки с Wi-Fi, USB-розетками, информационным табло о приближающимся автобусе, троллейбусе, трамвае, электробусе.

Остановочный павильон нового образца
Остановочный павильон нового образца

Да и весь подвижной состав снабдили ГЛОНАСС-GPS системой, благодаря чему стало возможным отслеживать в реальном времени любой транспорт. Долго нет нужного автобуса? Достаточно зайти в приложение Яндекс.Транспорт и посмотреть, где он.

Интерфейс Яндекс.Транспорта
Интерфейс Яндекс.Транспорта

Если далеко, или вообще не выехал на линию, можно быстро сориентироваться и посмотреть другие варианты проезда. Если всё равно долго, можно вызвать такси, которое приедет к вам через пару минут. В нулевые такой возможности не было.

Такси - часть транспортной системы Москвы. Им, наравне с автобусами, разрешено ездить по выделенным полосам для общественного транспорта.
Такси - часть транспортной системы Москвы. Им, наравне с автобусами, разрешено ездить по выделенным полосам для общественного транспорта.

Нужно было позвонить в диспетчерскую, забронировать машину, прождать полчаса, пока таксист по пробкам приедет из парка к вам. Дорого на такси? Так есть каршеринг. Достаточно быстро посмотреть через приложение, есть ли рядом какая-нибудь машинка, забронировать её и добраться до нужного места за рулём.

Porsche в каршеринге от Яндекса на улицах Москвы
Porsche в каршеринге от Яндекса на улицах Москвы

При этом не думая о бензине, парковке, ТО. Всё равно дорого? Рядом есть станция велопроката. Если ехать не далеко, можно воспользоваться городским велосипедом. Причём есть бесплатный тариф, подробности можно узнать на сайте Велобайка.

Городской велопрокат
Городской велопрокат

Сейчас в Москве начали потихоньку развивать прокат электросамокатов. В новом сезоне 2020 года станции появятся на многих улицах столицы. Ждём.

Карта Тройка

Тройка - это некий городской ключ ко всему. Большинство людей используют её как транспортную, записывая билеты или абонементы. Но она даёт гораздо большие возможности. Это и оплата парковки, и различные городские развлечения (катки, аттракционы), и музеи. С недавнего времени даже на самую высокую смотровую площадку Европы (Башня Око Москвы-Сити) можно попасть по Тройке.

Коллекционные карты Тройка "Привет, Москва!"
Коллекционные карты Тройка "Привет, Москва!"

В 2020 году начнётся тестирование виртуальной версии полюбившейся многим карты, в виде приложения на смартфонах. Напомню, сейчас оплатить проезд телефоном можно только банковской картой, записанной в Google Pay, Apple Pay, Яндекс.Деньги и тд. Это единоразовая поездка, 42 рубля. А с 2020 года можно будет использовать абонементы прямо со смартфона, не нося с собой пластик. Надо сказать, что по карте Тройка действует программа лояльности "Город". Копите баллы, меняйте их на проездные и другие вещи. Подробности на официальном сайте.

Итоги

За 2010-е годы проделана огромная работа, новые станции метро, новые автобусы, трамваи, красивые и практичные остановочные павильоны, новый ярус городского транспорта - МЦК и МЦД. Но Москве ещё очень многое предстоит сделать.

Разнообразие общественного транспорта Москвы
Разнообразие общественного транспорта Москвы

Столица развивается, отряхивается от старых рынков и потрескавшегося асфальта. Я рад, что мы входим в новое десятилетие с таким послужным списком. Ждите продолжение статей из цикла "Что принесли 2010-е Москве".

Первая часть