Как электронные трудовые книжки защитят права трудящихся
Официальный сайт Государственной Думы (ГД) начинает публикацию серии материалов о важнейших изменениях в законодательстве с 1 января 2020 года. Первый материал посвящен электронным трудовым книжкам. Почему переход на цифровой формат не страшен, а, наоборот, полезен, безопасен и важен?
Не обязанность, а право
Работодатель будет формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и предоставлять ее для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда России (ПФР). Работодатели по выбору работника смогут вести трудовые книжки в электронном виде. Изменения затронут около 60 млн работников и 8,4 млн хозяйствующих субъектов, включая предпринимателей без образования юридического лица. Для тех, у кого уже есть трудовая, переход на электронную версию будет возможностью, а не обязанностью.
«У каждого нашего гражданина возникает право самостоятельно определить, хочет он, чтобы у него продолжала действовать бумажная трудовая книжка, или нет», – подчеркивает Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Зачем они нужны?
В первую очередь электронные трудовые книжки избавят бизнес, отделы кадров компаний от излишних трудозатрат. Это особенно важно для крупных предприятий с большим числом сотрудников.
Также они сведут к минимуму риск потери работниками сведений о своем трудовом стаже, освободят их от обязанности самим заниматься восстановлением данных о том, где и сколько они работали. В ситуации, когда вследствие реорганизации или ликвидации организации работник не может подтвердить свой стаж, уйдут в прошлое.
Работник может получить сведения о трудовой деятельности:
- у работодателя по последнему месту работы – на бумажном носителе или в форме электронного документа;
- в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг – на бумажном носителе;
- в ПФР – на бумажном носителе или в форме электронного документа;
- на Едином портале государственных и муниципальных услуг – в форме электронного документа.
Заявление
Необходимо будет подать заявление работодателю до 31 декабря 2020 года. Внимание: если вы не подадите заявление, трудовая останется в бумажном виде.
«Если у гражданина не было возможности уведомить работодателя в связи с тем, что он не работал, например, то книжка ему также будет сохранена до того момента, пока он от нее не откажется», – уточняет Ярослав Нилов.
Цифровизация
При этом лицам, впервые поступающим на работу после 31 декабря 2020 года, бумажные трудовые книжки оформляться не будут. Администрировать систему будет Пенсионный фонд России – фактически в ПФР будет создан дублер трудовой книжки. При этом переход не будет резким – это очень важно.