Мы привыкли смотреть на Иран глазами его противников греков, позже римлян и, собственно, европейцев. Так мы ничего в нем не увидим. Надо дать возможность иранскому Логосу заявить о самом себе свободно и беспрепятственно. Только так мы приблизимся к иранской культуре, которая в противном случае останется для нас закрытой.
«Иранский Логос» имеет подзаголовок «Световая Война и Культура Ожидания». В этом вся суть иранской идентичности. Быть иранцем – значит видеть мир как поле битвы сынов Света с могуществами Тьмы. Только эта война и даёт смысл жизни. На этом основана иранская религия, иранская культура, иранская поэзия, иранская история. Погружаясь в исследование базовых идей, можно обнаружит, что Свет как религиозная и философская концепция – это именно иранская черта. Везде, где Свет становится в центре внимания – в культуре греков, семитов, иудеев, христиан или мусульман – всякий раз неизменно обнаруживается иранский след. При этом Свет обретает всё свое значение именно в войне с Тьмой. Свет есть свет только тогда, когда есть Тьма. Иначе мы не могли бы сказать о нем, что это свет. А значит, свет всегда несет в самом себе войну с Тьмой. Световая война первичнее, чем просто Свет. «И свет зажегся во тьме, и тьма не объяла его». Эта фраза из Евангелия от Иоанна может считаться резюме всей иранской традиции. Второе определение иранского Логоса – Культура Ожидания. – фарханги интизор по-персидски. Это ключ к иранскому мировоззрению – Иранцы ждут вполне конкретного события – прихода Спасителя Саошьянта, Последнего Царя, который возродит Империю Света. Ни в одной древней религии тема конца времен, воскресения мертвых и прихода Господина мира не описана так подробно и так связно. Световая война длится с переменным успехом. Вначале побеждают армии Света. Затем инициатива переходит к сынам Тьмы. И мир погружается во мрак. Тогда армии Света оказываются в положении партизан. Их земли оккупированы темным могуществом, и они вынуждены скрываться и атаковать под покровом тайны. Тогда-то и начинается великое ожидание. Ожидание тайного светового царя, который скрыт в эпоху торжества мрака, но должен появиться в конце времен. Ожидания иранцев — это ожидание светового Предводителя, армией которого считает себя каждый настоящий иранец. Он ждёт своего царя и в этой жизни, и в следующей. Ожидание даёт жизни иранца смысл. Принято считать, что линейное время, время, текущее к своему концу, придумали иудеи где-то в середине первого тысячелетия до Рождества Христова. Если внимательно присмотреться к истории и географии, где идея времени зарождалась, мы увидим Империю Ахеменидов, под властью которых и жили евреи после Вавилонского пленения. Вот откуда культура ожидания в иудаизме и, соответственно, в христианстве. Это работает Иранский Логос. Итак, кроме идеи Света иранцы принесли в Средиземноморскую культуру еще одну фундаментальную идею – идею времени. Само линейное время является линейным потому, что оно обращено к приходу Спасителя. Оно рождается из культуры ожидания. Ожидание не протекает во времени, ожидание рождает само время. Поэтому иранцам мы обязаны гораздо большим, чем обычно принято считать. Чтобы убедиться в этом, надо только отбросить евроцентристский расизм и в целом европейскую спесь.
Мы привыкли смотреть на Иран глазами его противников греков, позже римлян и, собственно, европейцев. Так мы ничего в нем не увидим. Надо дать возможность иранскому Логосу заявить о самом себе свободно и беспрепятственно. Только так мы приблизимся к иранской культуре, которая в противном случае останется для нас закрытой.
«Иранский Логос» имеет подзаголовок «Световая Война и Культура Ожидания». В этом вся суть иранской идентичности. Быть иранцем – значит видеть мир как поле битвы сынов Света с могуществами Тьмы. Только эта война и даёт смысл жизни. На этом основана иранская религия, иранская культура, иранская поэзия, иранская история. Погружаясь в исследование базовых идей, можно обнаружит, что Свет как религиозная и философская концепция – это именно иранская черта. Везде, где Свет становится в центре внимания – в культуре греков, семитов, иудеев, христиан или мусульман – всякий раз неизменно обнаруживается иранский след. При этом Свет обретает всё свое значение именно в войне с Тьмой. Свет есть свет только тогда, когда есть Тьма. Иначе мы не могли бы сказать о нем, что это свет. А значит, свет всегда несет в самом себе войну с Тьмой. Световая война первичнее, чем просто Свет. «И свет зажегся во тьме, и тьма не объяла его». Эта фраза из Евангелия от Иоанна может считаться резюме всей иранской традиции. Второе определение иранского Логоса – Культура Ожидания. – фарханги интизор по-персидски. Это ключ к иранскому мировоззрению – Иранцы ждут вполне конкретного события – прихода Спасителя Саошьянта, Последнего Царя, который возродит Империю Света. Ни в одной древней религии тема конца времен, воскресения мертвых и прихода Господина мира не описана так подробно и так связно. Световая война длится с переменным успехом. Вначале побеждают армии Света. Затем инициатива переходит к сынам Тьмы. И мир погружается во мрак. Тогда армии Света оказываются в положении партизан. Их земли оккупированы темным могуществом, и они вынуждены скрываться и атаковать под покровом тайны. Тогда-то и начинается великое ожидание. Ожидание тайного светового царя, который скрыт в эпоху торжества мрака, но должен появиться в конце времен. Ожидания иранцев — это ожидание светового Предводителя, армией которого считает себя каждый настоящий иранец. Он ждёт своего царя и в этой жизни, и в следующей. Ожидание даёт жизни иранца смысл. Принято считать, что линейное время, время, текущее к своему концу, придумали иудеи где-то в середине первого тысячелетия до Рождества Христова. Если внимательно присмотреться к истории и географии, где идея времени зарождалась, мы увидим Империю Ахеменидов, под властью которых и жили евреи после Вавилонского пленения. Вот откуда культура ожидания в иудаизме и, соответственно, в христианстве. Это работает Иранский Логос. Итак, кроме идеи Света иранцы принесли в Средиземноморскую культуру еще одну фундаментальную идею – идею времени. Само линейное время является линейным потому, что оно обращено к приходу Спасителя. Оно рождается из культуры ожидания. Ожидание не протекает во времени, ожидание рождает само время. Поэтому иранцам мы обязаны гораздо большим, чем обычно принято считать. Чтобы убедиться в этом, надо только отбросить евроцентристский расизм и в целом европейскую спесь.