А что это у вас, уважаемая Солоха?

23K прочитали

Кажется, я представляю, как могла бы выглядеть в молодости Солоха из гоголевской "Ночи перед Рождеством"!

"Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник".

Софья Михайловна Драгомирова, Илья Репин, 1889. Из коллекции Русского музея
Софья Михайловна Драгомирова, Илья Репин, 1889. Из коллекции Русского музея

Ай, и хороша же генеральская дочь Софья в украинском народном костюме... Здесь ей всего восемнадцать. Но не могу не думать именно о Солохе. Чорт-баба!

На ней зелёная "керсетка" с т.н. "хвостами", "намисто" из кораллов и янтаря, с дукачом и крестами. Керсетки, конечно, бывали разными, но обычно делали их такими: впереди прямые, сзади расширяются, и ткань закладывается в специальные складки, "усы". Кстати, "усы" бывали и на других видах костюма. Возьмём, к примеру, ту же Солоху.

"А пойдет ли, бывало, Солоха в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза; голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ его соседу: "Эх, добрая баба! черт-баба!"

"Юбка" Солохи, кстати - это не юбка (её роль играют плахта с запаской), это "юпка" - верхняя лёгкая одежда. Синяя юбка с золотыми усами - синяя, с длинными рукавами, с вставленными сзади дополнительными клиньями, с выложенным по швам золотым шнуром. Экая красота была!

Софья Михайловна Драгомирова, Валентин Серов, 1889. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
Софья Михайловна Драгомирова, Валентин Серов, 1889. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Есть два портрета прекрасной Софьи. Когда Репин работал на картиной, то его ученик Серов так вдохновился моделью, что попросил разрешения тоже написать её портрет. Оба они потом находились в Киеве, в доме отца Софьи.

И нет, она не Оксана. Великолепная Солоха за двадцать лет до пресловутой ночи!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!