Вы уже думали над возможностями раннего развития вашего малыша? Расслабьтесь, природа все сделает за вас. Вам только нужно подключить к делу обычную моторику и игры. Как и для чего, рассказываем.
Моторика. Зачем необходимо развивать моторику
Маленькому человеку для развития мозга, координации движений нужна работа именно над моторикой. В зависимости от того, чем мы будем работать — пальцами, руками или всем телом — различают моторику мелкую и крупную.
Для чего нужна тренировка мелкой моторики: развивается мышление, память, словарь малыша.
Помните ли в своем детстве ботинки на липучках? А сейчас воспитатели по всей России часто просят приносить именно такую обувь, а не на шнуровке. Это происходит из-за общего уровня моторного отставания не только детей, но и взрослых. Просто задайте себе вопрос: как часто вы что-то делаете только руками — перебираете, шьете, стираете?
Для чего нужна работа над крупной моторикой: крупная (грубая) — это своеобразный скелет для мелкой моторики; укрепляем опорно-двигательный аппарат, способствуем синтезу белка, а значит росту ребенка, воздействуем на разные виды памяти.
Игры — на помощь!
Просто развивать моторику не интересно, это открыли еще всемирно известные педагоги Сеген, М. Монтессори. Что делать? Играть.
Внимание: подбирайте занятие по возрасту ребенка и по степени потенциальной безопасности!
Сортировка. Берем бутылочки, баночки или пустые пузырьки различных размеров с крышками. Все перемешиваем и предлагаем карапузу подобрать и завинтить крышки.
Нет игрушечного набора для домашней рыбалки? Среднего размера предметы разной формы (такие, чтобы нельзя было проглотить) бросаем в кастрюлю с водой. Выдаем ребенку поварежку или ложку для вылавливания. Можно устроить соревнование с родителями или между детьми.
Важно: при опускании предметов в воду попросите ребенка понаблюдать за ними. Прокомментируйте, как и какие тонут. Так можно отработать познавательные пары «легкий-тяжелый».
Поиск сокровищ. Потребуется поднос, манка, фасоль и сито. Даем малышу задание искать в манке сокровища-фасолины прямо пальчиками. Складываем найденное в баночку, а еще показываем мастер-класс: как отсеять с помощью сита манку, а фасолинка останется.
Другой вариант — небольшие мешочки с бобами. Внутрь прячем игрушку побольше (например, киндер или резиновую), мешочек завязываем. Просим ребенка пощупать и разузнать, что еще находится внутри, кроме зерен.
Звери из прищепок. Вырежьте из плотного картона известных ребенку зверей. Обычными прищепками ими можно делать гриву, иголки, ушки. Самой простой фигурой для начинающих будет солнышко. Попросите ребенка снимать и надевать "иголки" на нужные места. Бонусом можно подобрать прищепки различных цветов, чтобы еще и разучивать спектр во время занятия.
А подвигаться?
Развивать крупную моторику можно с детьми практически любого возраста.
Зазеркалье. Объясняем ребенку, что он ваше зеркало. Пусть копирует позу, мимику и жесты. С детьми от года до 2-х хорошо идут простейшие повторялки «Мишка косолапый», «Гуси-гуси», «Идет бычок качается».
Забеги. Подойдут для старших ребятишек. Устройте дома шуточные соревнования или эстафету: кто быстрее пробежит задом наперед, на пятках, вприпрыжку, отбивая мяч. Можно взять в рот по ложке и положить туда по пластиковому футляру от шоколадного яйца. И весело, и со смыслом!
Не забудем, что развить гармоничного и здорового ребенка без всех видов двигательной активности просто не получится. Так что не только рисуйте и перебирайте, но и прыгайте для ума!