Найти в Дзене
AntonDark

Баба Яга в славянском фольклоре

Бабу Ягу всегда называли ведьмой. Ну кто же такая ведьма? А между тем, в простонародье, это прозвище относили к ведуньям, знахаркам, что обладали тайными знаниями. Недаром говорили, что в каждой деревне есть такая. Лишь инквизиция и приход христианства на Руси омрачили для нас этот образ. Но в язычестве он был очень распространен. Откуда же появилось поверье что Баба Яга ест детей? Причина - в обряде припекания. Есть версия, что так лечили рахит. Но имеется вариант более убедительный. Младенца, если он заболел, заворачивали в тесто и засовывали слегка остывшую печь напичканную разными ароматными и лечебными травами. По сути проводя ту же самую ингаляцию и
прогревания которая и сейчас имеет место. Единственное, что было всегда, это связь Яги с мертвыми в понимании людей. В современности нам известно, что она жила в избушке на курьих ножках где-то на границе леса, за огненной рекой. Многие исследователи склоняются к тому, что так обозначался рубеж между двумя мирами. А именно мира живых и усопших. Но если копнуть глубже в историю славянских мифов, рунический правильнее эта граница находилась где-то в недрах земли. В соответствии с тогдашними поверьями Яга скорее жила бы в колодце или человечнее в землянке. Что странно, подтверждение этого вновь находится в древних летописях и сказаниях. А избушка окруженная частоколом с лошадиными или человеческими черепами просто стало дополнительным образом олицетворяющую связь с мертвыми. Ведь когда хоронили великого воина погибшего в бою, для него сооружали своеобразный склеп составляя вокруг него копья с насаженными на них головами поверженных врагов. Также в Древней Руси зимы известны своими холодами и погребение покойного земле было не всегда возможно. Из-за чего люди стали оставлять прах умерших в великих домовинах стоящих на пнях которые после окуривали дымом. Мало того что альпни вправду становились куриями или окуренными, они еще визуально вправду походили на куриные ноги. Также причастность этой старухи к погребальным домовинам относят и такой фрагмент. Лежалую в углу Баба Яга костяная нога, нос в потолок врос, губы на притолоке висят. Поскольку одна нога костяная можно предположить, что другая нормальная. А это скорее доказывает Яга стояла между миром живых и мертвых. Когда добрый молодец в сказаниях приходил к ведьме, первое что он слышал: фу фу русским духом пахнет. Все указывало на то, что героя она не видит, но чует. В поверьях славян опять живые не могли увидеть мертвых, а мертвые живых, но запах живую неприятен мертвым. Путаница заключается в том, что молодец видит ее. Следовательно, это не совсем мертвая Яга. Откуда же у нас возникла Баба Яга и почему ее звали именно так. Одна из версий уводит нас на много веков назад к
временам упадка империи Александра Македонского и к распаду Анталийского царство амазонок. Известно, что образ Бабы Яги связан не только с ведьмой, но и с сильным воином. В подтверждение этого можно также найти миф в народных сказаниях. Только позже старуха в поверьях славян стала летать в ступе. До этого наши предки видели ее верхом на коне или пеше в сопровождении волка на святки. В 17 веке ее кстати
изображали на вепре. Вспоминается параллель богини Фрее в скандинавской мифологии, также разъезжающую на вепре. Но вернемся к амазонкам. Наиболее деятельные из них, после распада отправились на юг Аравийского полуострова, Йемен, а также в район дельты Нила, в Ливию и далее. Они строили много храмов, и служившие у них жрицы передавали великие знания востока воительницы которого умели читать и писать. К этим знаниям и относятся культ некой богини по имени Ёга, покровительницы чар и сирот. После, эти самые амазонки уходили к соседним народам, где обучали детей грамоте, премудростям жизни. Девочек целительству. Именно таких жриц впоследствии звали ягинями. Только у славянских народов это название трансформировалось Бабу Ягу. Яга означала немощь, икать, кричать при родах или браниться. Это отразилось не только на русском фольклоре, а также в чешских и словацких сказках. Баба Яга стала являться обрядовым
персонажем во многих сказках и былинах.