Сотни поселков после распада СССР просто перестали существовать, но в некоторых еще продолжается жизнь. В одно из таких, мы заехали во время путешествия по Русскому Северу. Ощущение такое, что как будто вернулся немного в прошлое.
Село Верхняя Тойма известно еще с 1137 года. Оно находится на правом берегу Северной Двины, где развернутой сети дорог с того времени так и не появилось. Основная трасса проходит по левому берегу. Чтобы добраться грузимся на паром.
Переправлять машину не стали, ибо лишние расходы ни к чему, поехали пассажирами. Так делают и местные жители, чтобы сэкономить. Здесь ходит три парома, целая конкуренция между частниками. Проезд обходится в 30 рублей, машины 400-500, трактор 1000, грузовики 3500 в одну сторону.
Взбираемся по крутому берегу. На осмотр всего пару часов.
На улицах деревянные двух этажные дома и частная застройка, все времен СССР. Когда-то их строили как временное жилье, а оно стало постоянным. В те годы это было хорошее жилье. Впрочем, некоторые дома ремонтируют.
Сбербанк тоже в таком доме, оригинально выглядит.
Тротуары бетонные, а дороги грунтовые – это норма.
На севере чаще наоборот, тротуары делали из дерева. Здесь тоже они местами встречаются. Даже заборчики и клумбы есть, весьма неплохо. Как в старые добрые времена.
А еще сохранились деревянные мосты. Они даже являются памятниками архитектуры и состоят в государственном реестре. Их тут несколько. По ним можно хорошо сократить путь через овраг.
Надписи на зданиях с советских времен. Местами в селе ничего и не поменялось.
Вот только многие жители уехали в большие города. Сейчас живет около 3.5 тысяч, а во всем районе 24 тысячи.
После распада СССР экономика зашла в тупик. Моста нет, соответственно дорог нет. На большую землю товар невыгодно возить. Государство тогда поддерживало предприятия, сейчас же мало чего осталось. На дотациях не проживешь.
Был аэропорт свой. В лучшие годы по 5 рейсов в день. Хоть в Архангельск, хоть в соседние районы можно было улететь недорого. Сейчас взлетная полоса брошена, а Як-40 и АН-2 ушли в прошлое. Теперь только маршрутки и автобусы.
Работы особо нет, малые частные предприятия, государственные органы и лесная промышленность. Лесные богатства тают очень быстро, но пока есть что пилить. А когда-то в старину добывали пушнину, и это была настоящая ценность. Может, кто и помнит Тоемскую роспись? Она тоже отсюда родом.
Недавно построили новую церковь. Старая деревянная не сохранилась.
На набережной скамейки для любования видами на Двину. Закаты встречать одно удовольствие.
Вокруг села много деревень, но все приходит в упадок. К сожалению, многое осталось в былом. Благо, подвесной мост еще поддерживают. Так что, жизнь продолжается, пусть и не такая, как раньше.
Нам пора на паром. Зимой через реку устраивают ледовую переправу, намораживая лёд. А в межсезонье село, и половина района отрезана от большой земли. Живут, как на острове. Оказывается, чтобы вернуться в советское прошлое немного надо, достаточно просто приехать сюда.
А у вас какое сложилось впечатление от села?
В следующий раз расскажу про глухие Двинские деревни, откуда мне не захотелось уезжать. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Самые свежие фото и то, что не попало в блог смотрите в Instagram @di_artphoto и ищите skazkatravel в Telegram.
Читайте также про Северную Двину:
Нашел неизвестные дикие пляжи на севере.