Найти тему
Живая провинция

Последние из липецких молокан

О том, что в Липецкой области компактно проживают приверженцы одного из религиозных течений - молокан, даже краем уха не слышал. Пока не подвернулся случай. Рассказали, что в Чаплыгинском районе целое село исповедовало эту веру и, вроде, по сей день там живут молокане. А так как все необычное интересует, то тут же собрался в путь дорожку, попутно разыскав проводника, точнее проводницу, которая, как обещали, сама из этого села, и знает многое.

С Мариной Серовой встретились в Чаплыгине.

Она тоже из Жабино, тоже молоканских корней. По пути в Жабино Марина рассказывает:

- Как здесь оказались молокане? Моя бабушка, Мария Петровна, рассказывала, что они были донскими казаками, но, почему-то сменили традиционную веру и за это их погнали с Дона…

Впрочем, различные религиоведческие источники утверждают, что молокане появились после церковного раскола XVII века и реформ патриарха Никона. Грубо говоря, некоторым людям надоело наблюдать распри православных, разборки, споры вокруг обрядов, и они пошли по пути отказа от них, перестали почитать иконы, признавать институт духовенства, отказавшись от любого посредничества между человеком и Богом. Из священных книг они признавали только Библию. Царским властям такая «ересь» понравиться не могла и против приверженцев различных религиозных течений, наряду со старообрядчеством, начались репрессии. С казнями, каторгами, ссылками.

- Бабушка рассказывала, как и ей, в свою очередь также рассказывали предки, к их станице, в которой казаки объявили себя духовными христианами и отказались вернуться в православие, подошли царские войска. Людей выгоняли из хат, кто, в чем был, гнали к Дону, их загоняли в воду, и они поплыли, спасаясь, на другой берег, а некоторые утонули. Как рассказывала бабушка, тогда царёвы люди говорили: «Мало их кануло в воду, мало!». Якобы от этого и пошло название – молокане. Но, конечно, название не от этого пошло, однако, так нам рассказала бабуля. Нам же интересно было, почему – молокане? Первое детское объяснение само собой напрашивалось – молоко, наверное, любили пить, - говорит Марина.

Впрочем, Марина, ссылаясь не детские ассоциации недалека от истины. Молоко пить любили, но, в другом смысле. Различные религиоведческие источники объясняют название этой группы верующих словами апостола Петра из первого послания: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь…»

И так, с Дона, спасшиеся от преследования «царёва войска» молокане одной конкретной группы оказались в Раненбургском уезде Рязанской губернии. Ныне эта территория Липецкой области. Поселились они компактно в одном месте, несколькими семьями. Сначала деревня называлась Гвоздовка, а потом, по фамилии поселенцев, а это были Жабины, стало Жабиным. «Липецкая топонимия, издания 1980 года» относит появление Жабино к 1859 году.

В Жабино и сейчас большинство, наверное, носят эту фамилию. За более чем полтора века, естественно, появились и другие фамилии, ведь девушки выходили замуж, кто-то приезжал в село со стороны, особенно в советское время. Но изначально, и на протяжении многих десятков лет Жабино было селом молоканским. Однако, в отличие от молоканских поселений Армении, Грузии, других стран, в которых после гонений компактно поселились духовные христиане, и живут там поныне, сохранив древние устои, все-таки Жабино практически утратило свой молоканский дух. Здесь уже давно и много людей принявших православие. Есть смешанные семьи, где муж - молоканин, а жена – православная.

Марина Серова, вызвавшаяся проводить журналистов на старое молоканское кладбище, тоже крещена уже была в православии, как и ее сестра. А вот их мама, которая живет со старшей сестрой в Казани, остается молоканкой. Но в таких семьях нет никаких религиозных противоречий. Возможно оттого, что, чего уж греха таить, большинство из нас лишь условно можно назвать «православными», «католиками», «мусульманами», или теми же «молоканами».

По пути в Жабино, Марина продолжает свой рассказ.

- Я отлично помню, как еще наши бабушки собирались на свои моления. Я маленькая была, сидела под столом и наблюдала. Они одевались во все черное. Черные чулочки, черные туфельки, кофты черные платки черные. Молельня была в доме моего прадеда. Он и сейчас цел, стоит на улице Школьной. Никаких религиозных символов, ничего. Посреди хаты стоял деревянный, некрашеный стол, скамьи вокруг него. А на столе старинная Библия. Женщины и мужчины садились на скамьи и начинали петь псалмы Давида или разбирать Писание.

В этом доме собирались молокане на моления
В этом доме собирались молокане на моления

Надо отметить, что Марина Серова выпускница академии искусств Казани, а сейчас преподает в чаплыгинской музыкальной школе. И она с легкостью воспроизвела песенную манеру молокан. Она похожа на то, как наши православные бабушки «голосили» по покойникам. Режет слух и бьет по нервам.

- Кладбище в нашем селе издревле молоканское. Но, сейчас, конечно, много захоронений и православных. Мы особо не делимся. На кладбище есть и братская могила советских воинов. Во время войны мимо села (железная дорога неподалеку) проходил эшелон с ранеными. И он остановился, чтобы выгрузить и похоронить умерших. Согнали всех молокан, тогда еще молоканами здесь были все, и попросили похоронить солдатиков. И они на своем кладбище вырыли братскую могилу. Сколько там человек было – неизвестно. Как неизвестны и их имена. А после войны на братской могиле установили обелиск.

Тем временем, подъехали к этому самому кладбищу. Оно расположено островом, прямо посреди поля, на котором посеяны озимые. К кладбищу накатана дорога. Покосившийся деревянный забор, из-за которого выглядывают металлические оградки, и не видно ни одного привычного креста. Несколько человек жгут спиленные еще в августе деревья, а на воинском обелиске две женщины, как потом выясняется из администрации села, занимаются уборкой.

-2
-3

Марина показывает могилы бабушек-молоканок, тех самых, которые «голосили» на молениях, дедов, которые были молоканскими «попами» и дедов-молокан совершенно необычных. Кто на могильной фотографии в буденовке с красной звездой, кто в военной фуражке, с орденами на кителе.

-4

- Вот, родственник наш, с финской начал воевать, всю войну прошел, - рассказывает Марина показывая на одну из могил. – А это сосед, подполковник. А вот еще один наш дедушка, тоже ветеран войны. На некоторых памятниках молокан-ветеранов – тоже звезды красные.

- Молокане воевали?

- Да, как началась война почти все мужики, кто был годен, ушли на войну. Многие не вернулись, многие вернулись героями. Мои деды воевали. Здесь в каждой семье есть ветеран, или чтут память не вернувшегося с войны.

Марина Серова
Марина Серова

Странно, «молоканская ересь» похожа на протестантские «ветви», в которых исповедуется запрет брать в руки оружие. Хотя… русская душа загадочна. А жабинские молокане, не забываем – из донских казаков! Как бы там ни было, гадай, не гадай, факт остается фактом: мужики из Жабино ушли на войну и били врага. Многие остались в братских могилах, в таких же, как на молоканском кладбище.

Сейчас в селе исповедующих до сей поры молоканство, почти не осталось. Но, одну женщину, бабу Аню, все-таки найти удалось.

Дверь очень ухоженного домика открыла милая бабулька. Даже бабулькой язык не повернется ее назвать. Женщина в годах – скорее. Анне Ивановне Каневской 81 год.

- Ну, молоканами нас называют неправильно. Правильное название – духовные христиане, - рассказывает легко пошедшая на контакт баба Аня.

- Молоканами нас даже больше обзывали. С улицы иногда кричали: «Эй, молоканы! Давно дождя нет, идите молиться на кладбище». А мы и впрямь, пойдем на кладбище, помолимся. И дождь как хлынет! – прямо с ходу рассказывает Анна Ивановна.

- Ой, я борщ сварила, может, в дом пройдете, покушаете? – приглашает баба Аня.

А у вас не как у староверов? Для пришлых, чужаков – лавка отдельная, посуда отдельная?

- Нееет, что вы?!

Анна Ивановна Каневская, последняя из молокан в Липецкой области
Анна Ивановна Каневская, последняя из молокан в Липецкой области

- Какая наша вера? Для нас Христос – всё. Библию почитаем. Иконам и кресту не поклоняемся. Крест принес страдание Христу. Хотя на некоторых надгробных памятниках молокан есть кресты, но это стандартные плиты, такими их выпускают. Хотя это и не правильно, но, что поделаешь? Церквей и пышного убранства у нас тоже нет. «Попами» наши начитанные в Писании мужики были. Мужчины-духовные христиане никогда не пили спиртного, не курили. И мы не кушаем свинину. По писанию – это не чистое животное. А если честно, уходит всё… В селе уже никто не собирается на моления. Некому. Если умрет кто, зовут меня, или сестру мою. Мы почитаем Библию, поговорим с родственниками. Вот и все.

- А семья ваша, муж, дети - молокане?

- Муж в православии крещен. А вот когда детки стали рождаться, я попросила мужа, можно их по нашим обычаям покрестить, а он и разрешил. Как проходит наш обряд крещения? Да просто над детьми читается молитва и все. С мужем никаких разногласий не было, а ведь мы в феврале отмечаем золотую свадьбу. Надо жить по правде, по Писанию, чтить Христовы заповеди. Любить друг друга. И все будет хорошо. С православными нет никаких споров. Я с удовольствием смотрю выступления патриарха Кирилла...

- А как вы молитесь, молокане? Как-то особо креститесь?

- Нет, не крестимся. Просто вслух молитву произносим. А молитва она из Писания, не человеком придумана, а самим Господом. Самая правильная молитва, для всех христиан, как бы не делились они. И, баба Аня произносит самую главную в христианстве молитву:

- Отче наш, сущий на небесах, да святится имя твое, да придет царство твое. Да будет воля Твоя, как на небе так и на земле. Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Евгений Федерякин

Оригинал материала: gorod48.ru/news/1286580