Лето 2008 года выдалось в бельгийской Фландрии очень солнечным и знойным. В августе – ни капли дождя, земля высохла насквозь. Но садовник Морис Вергот не терял оптимизма: его сад выдержит любые природные катаклизмы.
- Господин Вергот, кажется, осень пришла в ваш сад чуть раньше положенного срока.
- Да, летом сад выглядел гораздо эффектнее, а сейчас листва пожухла. Вы, конечно, можете со мной поспорить, но я нахожу, что в увядании есть своя прелесть. Засохшее «облако» астранции выглядит ничуть не хуже ее буйного цветения в начале лета.
У меня растет достаточно многолетников, которые продолжают украшать сад и после окончания цветения. Я никогда не обрезаю их на зиму – убираю все весной. И когда под Рождество выпадает снег, гуляю по саду и любуюсь настоящей сказкой.
- У вас много высоких многолетников – настоящие двухметровые стены.
- Один из самых любимых – посконник ‘Atropurpureum’. Я размножил старый экземпляр, купленный в Англии еще 35 лет тому назад. Теперь он создает в моем саду массивные кулисы. Очень мне нравятся монументальные горцы изменчивый и метельчатый. Оба высокие, красиво цветут белыми метелками. Но первый более «спокойный» - за 5 лет куртина разрастается до полутора метров в диаметре, а второй немного расползается корневищами.
Для посадок заднего плана я использую не только многолетники. Гортензия метельчатая ‘Limelight’ совершенно незаменима в таких случаях. Кустарник природного облика, прекрасно сочетается с посконниками и горцами. Если ее не обрезать, вырастает выше двух метров. И даже в такую сильную засуху она подвяла, но держится.
- Тем не менее, видно, что многие растения чувствуют себя хорошо даже без полива.
В этом вся прелесть «природной» части моего сада, она занимает треть общего пространства в девяносто соток. Я мульчирую все компостом. Это помогает сохранять влагу и делает почву настолько рыхлой, что прополка не составляет большого труда. Автоматической системы полива у меня нет, а тридцать соток не польешь даже при всем желании. Здесь растут в основном не требовательные к уходу растения, каждому подобрано свое место: акониты и кровохлебки, гелениумы и шалфеи, воронцы и аронники, флоксы и лофанты.
Весной сад украшают мелколуковичные, в конце лета и до зимы – осенние астры, усыпанные бабочками, клопогоны, золотарник ‘Fireworks’. Этот сорт я советую всем – он стерилен и не сеется, очень яркий, действительно похож на праздничный фейрверк. А герань ‘Rozanne’ - просто идеальное растение! Цветет все лето синими цветами, совершенно неприхотлива, растет и в полутени. Или роджерсия 'Chocolate Wings' - взгляните, уже три месяца как отцвела, а все равно отлично выглядит. Вы останавливайте меня, иначе я могу перечислять до бесконечности.
- Обычно декоративные злаки – неотъемлемая часть сада в природном стиле. Вижу, что у вас их не очень много.
- Они очень быстро разрастаются, а значит, их придется часто выкапывать, делить, рассаживать. Но некоторые декоративные травы, не образующие мощных куртин, я держу: сорта вейника остроцветкового, пеннисетума лисохвостного. Особенно мне нравится сорт пеннисетума ‘Gelbstiel’ с необычными желтыми цветоносами. Но это скорее прихоть коллекционера.
- Мне кажется, что природный стиль не совсем обычен для бельгийских садов.
- Вы правы. В Бельгии много садов, но у местных садовников в почете топиарное искусство: стриженый самшит, живые изгороди, формованные зеленые фигуры. А я очень люблю растения. В природных миксбордерах у меня больше тысячи разновидностей многолетников, я старался собрать редкие виды и сорта. Ну и кроме того, я сам занимался селекцией эхинацей, махровых морозников, флоксов, карликовых агапантусов. Моя гордость – очень устойчивые к мучнистой росе сорта флокса метельчатого ‘Lynn's Favourite’ и ‘Belgium Luxury’. Раньше у меня был большой питомник многолетников, да и сейчас я размножаю агапантусы в тепличке.
- А когда Вы заложили этот сад?
- Природный сад я заложил в 2003 году, уже будучи на пенсии. Я продал свой питомник и купил землю у фермера. Никакого плана у меня не было, все сажал самостоятельно, шаг за шагом. Я хорошо знаю растения, поэтому представлял себе что с чем сочетается. Тогда же я высадил живую изгородь из граба.
А через два года я разбил вересковый сад с азалиями и рододендронами и розарий, в котором собраны в основном старинные розы из питомника Ленса. В 2007 году закончил осваивать территорию – последним штрихом стала коллекция сортов гортензии крупнолистной.
- Наверное, пассажиры проезжающих электричек круглогодично сворачивают головы, разглядывая сверху такое великолепие.
- Вряд ли они успевают что-то разглядеть – для этого лучше пройтись по саду. Я с удовольствием принимаю гостей, и если Ваши читатели соберутся в Бельгию, милости просим. До Брюсселя отсюда сто километров, а до прекрасного старинного города Брюгге – всего десять.
Последний раз я был в De Tuin van Maurice в Осткампе в 2010 году. А в 2011 году по Морис Вергот, которому тогда уже было под 80 лет, решил продать деревенский дом и землю и переехать с супругой в Брюгге – здоровье уже не позволяло ухаживать за большим участком. Что сейчас с садом, я не знаю.
Подписаться на канал "Сады и цветы" в Яндекс Дзене.
Анонсы канала в мессенджере Telegram, страницы автора в фейсбуке и вконтакте, блог в ЖЖ.