Традиционно считается, что западнохристианское Рождество (также его часто называют у нас католическим, хотя его празднуют и протестанты), которое отмечают 25 декабря каждого года, в большинстве стран Европы – это более важный праздник, чем Новый год.
Действительно, это отчасти так, однако для большинства европейцев Новый год – такой же праздник, как и для нас, просто не столь «убойный». Это официальный выходной, причем на центральных площадях старинных городов в новогоднюю ночь нередко устраивают массовые празднества под открытым небом со всеобщим распитием шампанского и хлопушками.
Больше того, в ряде стран Восточной Европы, таких как, например, Польша или Словакия, где велика доля православного населения, помимо западнохристианского Рождества 25 декабря, отмечается и восточнохристианское (православное) Рождество 6 января.
Именно так обстоит дело и в Республике Беларусь, где проживает довольно много как православных, так и католиков (причем католиками являются не только местные поляки, но и многие белорусы). Таким образом, в РБ официальными выходными днями являются 25 декабря (западнохристианское Рождество), 1-2 января (Новый год) и 6-7 января (православное Рождество).
А вот, например, в Латвии, где также велика доля православного населения, официальными выходными являются только 24-26 декабря (западнохристианское Рождество) и 1 января (Новый год). Православное Рождество официальным выходным в Латвии не признано, хотя, разумеется, многие латвийцы русского, белорусского и украинского происхождения его празднуют. Аналогичным образом, 25 декабря не является официальным праздничным днем в России, но по факту жизни его отмечают не только живущие в нашей стране католики и протестанты, но и сами россияне, причем нередко православные или вовсе неверующие.
Особенно интересно проследить, как традиции различных культур и народов переплетаются между собой.
Так, в последние годы в крупных российских городах стали очень популярны рождественские базары в европейском стиле с продажей различных сувениров, вкусняшек и глинтвейна на розлив.
И в западнохристианской, и в православной традиции храмы нередко украшаются еловыми ветками или даже целыми деревьями, хотя наряжать дерево – это чисто языческий обряд.
Особенно красиво смотрятся устраиваемые в часовнях ясли-вертепы – сценки с посещением троих волхвов семьи новорожденного Христа.
И, конечно, как на западе, так и на востоке Рождество и Новый год активно используются в коммерческих целях для поднятия продаж.
Крупные торговые центры и маленькие магазинчики стремятся украсить свои витрины елями и символами Рождества и Нового года, обещая покупателям невиданные скидки на предрождственских распродажах.
Особняком стоит «йолка» киевского Майдана, вокруг которой развернулись драматические события зимы 2013-2014 годов, когда вместо Рождества и Нового года в украинской столице случилась Революция Достоинства.
Впрочем, это совсем другая история.
(В заметке использованы фото из личного архива автора).
Мини-обзор рождественского базара и парка аттракционов в парижском саду Тюильри смотрите здесь.