После бомбардировки Хиросимы и Нагасаки японцы наконец капитулировали. Но действительно ли атомные бомбы, сброшенные американцами, заставили их сдаться? А может, война уже закончилась? Исследователи пока не единодушны по этому поводу.
Мнение о том, что бомбардировки Хиросимы и Нагасаки закончили Тихоокеанскую войну, было почти всеобщим. Историки, однако, продолжали обсуждать то, что действительно повлияло на решение Японии о капитуляции: будь то советское вторжение, атомная бомба или осознание того, что потенциал японского оружия, необходимый для продолжения войны, был безвозвратно утрачен в результате неустанной американской кампании.
Мнения разделились
Некоторые разделяют подозрения Сталина о том, что бомбардировка Хиросимы была первым выстрелом в холодной войне. Другие считают, что Трумэн и его советники были ослеплены расовой ненавистью к японцам. Японская армия могла сражаться с фанатизмом, чего американцы боялись, или моральный дух ее солдат мог сломаться, как это произошло в боях с русскими. Некоторые признанные историки утверждают, что, возможно, на это решение больше повлияло советское нападение, чем атомная бомба. Во вторую неделю августа японское правительство было потрясено серией неудачных событий: разрушенный флот, военно-воздушные силы в основном выведены из строя, антивоенное движение в обществе, и победившие русские готовящиеся к вторжению на север.
Ситуация, как наконец признал император, действительно развивалась «печально для Японии». Официальный отчет, подготовленный в следующем году, в США говорит, что «даже без ядерных бомбардировок преимущество в воздухе над Японией может оказать достаточное давление для объявления безоговорочной капитуляции и предотвращения вторжения».
В 1947 году Генри Стимсон опубликовал чрезвычайно честную статью, которая должна была прояснить сомнения будущих историков. Он считал, что ядерный шок привел Японию к сдаче, что позволило избежать финальной кровавой битвы.
Трумэн искренне верил, что сброс бомб спас сотни тысяч американских солдат от смерти от рук фанатичных японских военных, готовых привести к самоубийству целой нации. Для таких выводов нет твердой основы, но это не имеет значения.
Американский президент был первым ответственным за своих солдат. Он должен был сделать то, что считал необходимым, чтобы ограничить число жертв. Его решение использовать бомбу было понятно и, вероятно, неизбежно.