Да, да, не удивляйтесь, потому что именно гениальный режиссер Гайдай догадался, аж в 1973 году снять свою фантастическую комедию, в которой показал, как два совершенно случайных персонажа могут довольно приличное время (в фильме это не менее 40 минут киношного времени!) морочить голову всему дворцовому окружению. Два человека, будучи абсолютнейшими временщиками и случайными, с точки зрения власти и управления государством, людьми, вполне способны справляться какое-то время с обязанностями правителей, принимать важные государственные решения, и играть роль особ царских кровей.
Фильм рассказывает об инженере-изобретателе Шурике, создавшем машину времени, которая открывает двери в XVI век — во времена Ивана Грозного, в результате чего царь оказывается в советской Москве, а его тёзка — управдом Иван Бунша вместе с вором-рецидивистом Жоржем Милославским — в палатах царя.
И им для этого, вообщем-то, не нужно, ни особенных знаний, ни умений. Им вполне достаточно найденных в суматохе царских шмоток, и желания просуществовать в этой роли как можно дольше. В фильме, правда, отсутсвует такой элемент дворцовой власти как "спецслужбы". Образ их представлен, разве что героем Савелия Краморова, дьяком посольского приказа. Но там, опять же дано понять, что стоит с этим и ему подобными "дьяками", по-хорошему договориться, и можно морочить всем головы сколько угодно долго, потому что, этому околовластному сословию, в принципе-то, всё равно, настоящий царь или не настоящий. Их жизнь
, интересы и форма существования, так же как и у дворцового караула от этого никак не может измениться, поэтому им, вообщем-то, по-большому счёту, всё равно, кто сидит на троне со скипетром и державой в руках. Лишь бы кто-нибудь там сидел и отдавал какие угодно приказы. И привычный для них распорядок жизни останется неизменным, а ничего другого им и не надо!
Царице (как и, вообще, "царицам") то же, как это ни странно, оказывается не так уж важно, кто её угощает чёрной икрой и балыками. Ей куда важнее приятное обхождение, возможность развлекаться и сохранение привычного для неё статус кво.
Единственной загвоздкой, равно, как и причиной разоблачения и изгнания из дворца, является "взбунтовавшееся войско", отправленное двумя горе-правителями на заведомо бесперспективную и, скорее всего, заведомо проигрышную войну. Это их и губит, в конце концов. Это, вполне может погубить, и нынешних самозванцев! А до той поры, все могут весело проводить время и танцевать.