Найти тему
Евгения Т

Я возвращаюсь домой (о фильме "Родная кровь", 1964)

Сегодня я рада поделиться с вами впечатлениями от одного шедевра советского кинематографа – картины «Родная кровь» (автор сценария Фёдор Кнорре, постановка Михаила Ершова, 1964), снятой по повести Фёдора Кнорре, с Евгением Матвеевым и Вией Артмане в главных ролях. Это необычайно трогательный фильм о встрече двух людей во время Великой Отечественной войны. И как всегда, я предлагаю вам тему для размышлений о кинокартине.

С чего начнём? С начала. В первых кадрах фильма мы видим, как главный герой Владимир Федотов (Евгений Матвеев) возвращается с фронта домой на побывку. Отсюда и начинается лейтмотив возвращения, который снова и снова вплетается в канву сюжета и, словно нить, нанизывает крупные бусины эпизодов, раскрывающих глубину любящих сердец главных героев. На своём пути Владимир встречает Соню, паромщицу (Вия Артмане). Герой знакомится с ней и после войны (или демобилизации, мы не знаем) остается рядом, чтобы принять Сонину семью с детьми как свою. Теперь его дом там, где она, и по сюжету всякий раз, покидая её, он вновь к ней возвращается.

Герой Евгения Матвеева деликатен и тактичен, и первое, что он делает, увидев на пароме понравившуюся молодую женщину, – аккуратно заводит разговор о её замужестве. Их диалог – это прощупывание, узнавание главного – «А могу ли я подойти к тебе? Имею ли право?»:

А ты что, мужу помогаешь? Или сама за начальника переправы?

Сама.

А муж что, на фронте?

Не знаю.

Верно. Теперь сами не знают: замужние или вдовые…

Твоя не вдовая.

Моя незамужняя.

Чего ж так?

До войны некогда было, а в войну жениться вовсе ни к чему. И так вдовых хватает…

-2

Спокойная деликатность и выдержанность свойственна не только Володе. Обратите внимание, как ведет себя за столом Соня в тот самый первый вечер. Впервые за долгое время увидев столько продуктов (паёк солдата) на столе, она ничем не выдаёт, что очень голодна. Угостит – спасибо!

Очень показательна в этом смысле и сцена завтрака после первого возвращения героя. Володя, дети собрались за столом, на салфетке разложен хлеб, уже и ложки в руках. Соня подаёт на стол горячую, только что сваренную картошку. Но и сейчас дети не приступают к еде, пока первым не начнет есть дядя Володя. Мне думается, что это уважение к старшему, особенно кормильцу, чувство собственного достоинства, воспитанность, умение владеть собой, сдержанность (еда – не главное, главное – обуздать голод и не поддаться эгоистичному желанию «Хочу здесь и сейчас! Немедленно!») свидетельствуют о присутствии духа даже у меленьких детей в такое тяжкое время. Я по-настоящему любуюсь героями.

-3

В первый вечер Федотов решает остаться на ночлег у Сони. И эта ночь для него – время раздумий и сомнений: решиться или нет?.. Немного охмелев от армейского спирта, он рассуждает как бы сам с собой: «Скажи, пожалуйста, куда это всё меня носит? Я ведь домой шёл! Лежал бы я сейчас на печи без всяких мыслей… А вместо этого сижу здесь». Вот так: домой шёл, в свой дом и пришёл, сюда и будет возвращаться.

В этот раз Володя уходит, ещё не приняв решение связать свою жизнь с Соней. Но возвращается он к любимой женщине ночью в проливной дождь ровно через день после первой встречи. Соня вдруг видит лицо Володи, на миг замирает в волнении: неужели ко мне вернулся?.. Но, заметив его, сошедшего с грузовика на пароме в темноте, а потом вдруг исчезнувшего из виду, будто уехавшего на машине, она тут же теряет радостную надежду:

Ты здесь?.. Тебя тут нет... Нет.

Здесь я, здесь! Куда ж мне, дураку, деться?!

Теперь он уверен в себе, теперь он точно знает, чего хочет – он хочет создать семью с Соней, принять детей как своих и жить вместе.

И Соня понимает, что Володя – тот, которого она ждала и любила всю жизнь, даже не зная его, – настолько она почувствовала в нем родственную душу. Обратите внимание, ЧТО в ту ночь Соня говорит Владимиру: «Ты знаешь, мне кажется, у нас была длинная, хорошая жизнь, и никого я не знала, кроме тебя. Была только длинная разлука. А теперь мы вместе. Навсегда». Лейтмотив возвращения звучит и в словах героини.

В первое солнечное, радостное семейное утро на столе большая общая тарелка с варёной картошкой, и снова вдруг возникшее в сердце робкое и волнительное понимание того, что Володя снова уходит… но, оказывается, только чтобы помочь председателю колхоза с ремонтом трактора в своем селе. Ситуация короткого напряжения героини разрешается очень быстро, как только Володя предлагает поработать вместе и старшему сыну Сони Эрику. Да, теперь он останется с ней, теперь они – настоящая семья!

-4

Очень трогательны ухаживания Володи за Соней во время войны. В них и нежность к женщине, и забота о многодетной семье, которой тяжело выжить без запасов продовольствия в военное время. Какой радостью для всех становится мешок пшеницы, заработанный дядей Володей и старшим братом всего за несколько дней напряжённого труда! Младшая Соня не отходит от пшеницы и с детским нетерпением погружает ручонки в огромный мешок (хотя огромный ли для семьи из четырех человек?..): «Мамочка, какой мешок каши наши работнички наработали!». Голод минует семью и в этот раз. Это – большая радость.

Перед первым долгим расставанием героев после побывки Володи, Соня даёт ему понять, что полюбила и потому ждет его любым, даже покалеченным: «…Если тебя искалечат… ужасно как-нибудь… ты тогда все равно возвращайся ко мне». Вы слышите? Что бы ни случилось, я жду тебя и это твой дом.

-5

На пути к счастью Владимира и Сони встают преграды. Одно дело – война, которая не обошла стороной почти никого, другое дело – людская зависть и осуждение, через которые проходят наши герои. Очень неоднозначен в фильме образ дедушки Дровосекина с «мухоморным характером». С одной стороны, он мог разрушить союз двух любящих людей, когда поверил бабьим оговорам и рассказал обо всём Владимиру («Жила женщина одиноко. Ничего жила. Как надо. А потом солдатня и пошла, и пошла, и пошла…»). С другой, – поверив россказням, дед принимает решение забрать семью к себе в дом, чтобы дать кров, уберечь от «новых связей», сплетен и тем самым защитить честь Сони.

-6

Но и в этот раз Владимир решает по-своему. После раздумий обо всём, что он услышал от Дровосекина, герой прощает «временные связи» Сони (тогда он еще не знал, что отношений с другими мужчинами у неё не было) и вновь возвращается к ней и детям во имя своей любви. Больно ли ему было? Думаю, что очень. Ведь измена – это предательство. Многие ли способны простить её? Знаете, меня потрясает сила духа людей, способных на прощение. Прощение – это большая тема для отдельной статьи, но не сказать об этом здесь я не могу.

Ремарка. Почему я говорю именно об измене? Потому что для Владимира Соня стала уже своей, любимой, единственной женщиной. И её последние слова перед уходом были обращены к нему как к единственному мужчине. Соня всё для себя решила.

Насколько может быть великодушен человек, прощая измену, и какое невероятное, колоссальное доверие он может испытывать к любимому человеку, принимая его объяснения о том, что никаких измен и не было! Всё, что нужно сделать в этот момент, – принять и поверить, и боль уйдёт, и будет «порядок в танковых войсках» (поговорка главного героя).

А ревность? У героя её нет, потому что он не собственник. Владимир принимает выбор Сони, но делает и свой, достойный сильного, уверенного в себе человека. Покажите мне такого человека в современном кино!!!

Знаете, в чём, на мой взгляд, заключается одно из принципиальных отличий хорошей драмы от мыльной мелодрамы? В том, что выставлено на первый план. Поясню на примере слухов в «Родной крови». Сплетня в сюжете этого фильма рождает тонкую интригу, которая нужна для проверки стойкости и мужества героя, преодоления собственного малодушия и, конечно, для «перчинки» в фабуле кинофильма.

В мелодраме (в том числе сериальном кино) происходит так: нет сплетни – нет сюжета. На ней, как на фундаменте, разворачиваются ЦЕЛЫЕ ЖИЗНИ героев, сильнейшие по накалу драмы, герои в таких фильмах не раскрываются, не стремятся преодолеть страсти, а истерят или страдают, окунаясь в омут собственных обид и потерянных надежд. Создатели картин смакуют разрывы отношений, потерянное детство, бесконечное выяснение отношений, месть или мнимое прощение – всё что угодно, но только не полноту жизни. Большинство низкопробных картин «об отношениях» демонстрируют именно это. Истинный психологизм в них отставлен в сторону за ненадобностью и незрелищностью.

А я пишу о другом, достойном внимания кино, в котором на первый план выходят не страсти, а умение героев их преодолевать и жить по-человечески.

-7

Итак, «порядок в танковых войсках» наступает, когда Соня с детьми переезжает к Владимиру, с которым они с этого времени живут в согласии и радости. Для детишек дядя Володя становится настоящим любящим отцом. И каждый раз, когда он возвращается со смены на пароходе, они все вместе встречают его на речном утёсе под берёзой. В этом есть и романтические нотки (куда без них в кино!), но хочется верить в невероятную силу любви близких людей. Шутка ли, столько лет подряд вот так изо дня в день встречать с работы отца с таким теплом и такой радостью в сердце. Помните, как тогда в первый раз дети бежали навстречу дяде Володе после его демобилизации и возвращения в деревню, крепко обнимались и вместе шли к матери? Интересно, дети встречали бы так кровного отца?..

-8

Родной отец детей (Анатолий Папанов), герой-антагонист, бросил свою семью и появился только спустя годы после войны, получив известие о смерти матери его детей. Цель приезда – забрать детей у «чужого» для него человека. Герой А. Папанова тоже возвращается к своим детям, но как и с чем? Что заставляет его это сделать? Смерть матери? Чувство долга перед детьми? А может быть, перед законом? Самолюбие и желание обелить себя, вылив ушат грязи на человека, который столько лет был его детям настоящим отцом?.. Не случись трагедии с матерью, когда бы он появился и появился бы вообще? А тут – закон предписывает, детям нужно обеспеченное будущее и всё прочее: «как следует», «как детям будет полезно» и «как они сами решат».

Дело в том, что он прав только юридически (персонаж А. Папанова юрист), и сердце верит не ему, а прислушивается к рассуждениям старшего из детей, Эрика, который расставляет все точки над i. За столом переговоров он высказывается свободно и не по-детски мудро: «Вы уж меня извините, папа, но ведь, правда, отца себе человек не выбирает по вкусу. Кровь? Это я не чувствую и не понимаю, что такое кровь. А Федотов был нам отцом. И выбирать себе другого отца, получше или повыгоднее… мне даже противно говорить такие слова!» Браво, мальчик! Как ни тяжело было сделать выбор, он принял единственное правильное решение.

-9

Последние кадры фильма представляют возвращение Федотова со смены на пароходе, его мучительное ожидание – вернутся ли дети, с кем останутся, как жить, если выберут кровного отца – и, наконец, радостный гудок парохода, ставший привычным за много лет, сигнал любящему отцу о том, что на речном утёсе его ждут! Пароходный гудок, берёзка и две детские фигурки на берегу, как глоток воздуха для будущей жизни.

Возвращаются все: и он, и дети, – и семья воссоединяется.

Здесь Евгений Матвеев прекрасно передаёт внутреннее напряжение героя, наконец, высвободившееся облегчение и слёзы радости, оттого что дети признали родным его. Они вернулись к своему отцу, как когда-то он не обманул их надежды на своё возвращение после войны. И сердце ликует вместе с героями!

Фильм очень красивый и несмотря ни на что – радостный!