Сегодня я рада поделиться с вами впечатлениями от одного шедевра советского кинематографа – картины «Родная кровь» (автор сценария Фёдор Кнорре, постановка Михаила Ершова, 1964), снятой по повести Фёдора Кнорре, с Евгением Матвеевым и Вией Артмане в главных ролях. Это необычайно трогательный фильм о встрече двух людей во время Великой Отечественной войны. И как всегда, я предлагаю вам тему для размышлений о кинокартине.
С чего начнём? С начала. В первых кадрах фильма мы видим, как главный герой Владимир Федотов (Евгений Матвеев) возвращается с фронта домой на побывку. Отсюда и начинается лейтмотив возвращения, который снова и снова вплетается в канву сюжета и, словно нить, нанизывает крупные бусины эпизодов, раскрывающих глубину любящих сердец главных героев. На своём пути Владимир встречает Соню, паромщицу (Вия Артмане). Герой знакомится с ней и после войны (или демобилизации, мы не знаем) остается рядом, чтобы принять Сонину семью с детьми как свою. Теперь его дом там, где она, и по сюжету всякий раз, покидая её, он вновь к ней возвращается.
Герой Евгения Матвеева деликатен и тактичен, и первое, что он делает, увидев на пароме понравившуюся молодую женщину, – аккуратно заводит разговор о её замужестве. Их диалог – это прощупывание, узнавание главного – «А могу ли я подойти к тебе? Имею ли право?»:
– А ты что, мужу помогаешь? Или сама за начальника переправы?
– Сама.
– А муж что, на фронте?
– Не знаю.
– Верно. Теперь сами не знают: замужние или вдовые…
– Твоя не вдовая.
– Моя незамужняя.
– Чего ж так?
– До войны некогда было, а в войну жениться вовсе ни к чему. И так вдовых хватает…
Спокойная деликатность и выдержанность свойственна не только Володе. Обратите внимание, как ведет себя за столом Соня в тот самый первый вечер. Впервые за долгое время увидев столько продуктов (паёк солдата) на столе, она ничем не выдаёт, что очень голодна. Угостит – спасибо!
Очень показательна в этом смысле и сцена завтрака после первого возвращения героя. Володя, дети собрались за столом, на салфетке разложен хлеб, уже и ложки в руках. Соня подаёт на стол горячую, только что сваренную картошку. Но и сейчас дети не приступают к еде, пока первым не начнет есть дядя Володя. Мне думается, что это уважение к старшему, особенно кормильцу, чувство собственного достоинства, воспитанность, умение владеть собой, сдержанность (еда – не главное, главное – обуздать голод и не поддаться эгоистичному желанию «Хочу здесь и сейчас! Немедленно!») свидетельствуют о присутствии духа даже у меленьких детей в такое тяжкое время. Я по-настоящему любуюсь героями.
В первый вечер Федотов решает остаться на ночлег у Сони. И эта ночь для него – время раздумий и сомнений: решиться или нет?.. Немного охмелев от армейского спирта, он рассуждает как бы сам с собой: «Скажи, пожалуйста, куда это всё меня носит? Я ведь домой шёл! Лежал бы я сейчас на печи без всяких мыслей… А вместо этого сижу здесь». Вот так: домой шёл, в свой дом и пришёл, сюда и будет возвращаться.
В этот раз Володя уходит, ещё не приняв решение связать свою жизнь с Соней. Но возвращается он к любимой женщине ночью в проливной дождь ровно через день после первой встречи. Соня вдруг видит лицо Володи, на миг замирает в волнении: неужели ко мне вернулся?.. Но, заметив его, сошедшего с грузовика на пароме в темноте, а потом вдруг исчезнувшего из виду, будто уехавшего на машине, она тут же теряет радостную надежду:
– Ты здесь?.. Тебя тут нет... Нет.
– Здесь я, здесь! Куда ж мне, дураку, деться?!
Теперь он уверен в себе, теперь он точно знает, чего хочет – он хочет создать семью с Соней, принять детей как своих и жить вместе.
И Соня понимает, что Володя – тот, которого она ждала и любила всю жизнь, даже не зная его, – настолько она почувствовала в нем родственную душу. Обратите внимание, ЧТО в ту ночь Соня говорит Владимиру: «Ты знаешь, мне кажется, у нас была длинная, хорошая жизнь, и никого я не знала, кроме тебя. Была только длинная разлука. А теперь мы вместе. Навсегда». Лейтмотив возвращения звучит и в словах героини.
В первое солнечное, радостное семейное утро на столе большая общая тарелка с варёной картошкой, и снова вдруг возникшее в сердце робкое и волнительное понимание того, что Володя снова уходит… но, оказывается, только чтобы помочь председателю колхоза с ремонтом трактора в своем селе. Ситуация короткого напряжения героини разрешается очень быстро, как только Володя предлагает поработать вместе и старшему сыну Сони Эрику. Да, теперь он останется с ней, теперь они – настоящая семья!
Очень трогательны ухаживания Володи за Соней во время войны. В них и нежность к женщине, и забота о многодетной семье, которой тяжело выжить без запасов продовольствия в военное время. Какой радостью для всех становится мешок пшеницы, заработанный дядей Володей и старшим братом всего за несколько дней напряжённого труда! Младшая Соня не отходит от пшеницы и с детским нетерпением погружает ручонки в огромный мешок (хотя огромный ли для семьи из четырех человек?..): «Мамочка, какой мешок каши наши работнички наработали!». Голод минует семью и в этот раз. Это – большая радость.
Перед первым долгим расставанием героев после побывки Володи, Соня даёт ему понять, что полюбила и потому ждет его любым, даже покалеченным: «…Если тебя искалечат… ужасно как-нибудь… ты тогда все равно возвращайся ко мне». Вы слышите? Что бы ни случилось, я жду тебя и это твой дом.
На пути к счастью Владимира и Сони встают преграды. Одно дело – война, которая не обошла стороной почти никого, другое дело – людская зависть и осуждение, через которые проходят наши герои. Очень неоднозначен в фильме образ дедушки Дровосекина с «мухоморным характером». С одной стороны, он мог разрушить союз двух любящих людей, когда поверил бабьим оговорам и рассказал обо всём Владимиру («Жила женщина одиноко. Ничего жила. Как надо. А потом солдатня и пошла, и пошла, и пошла…»). С другой, – поверив россказням, дед принимает решение забрать семью к себе в дом, чтобы дать кров, уберечь от «новых связей», сплетен и тем самым защитить честь Сони.
Но и в этот раз Владимир решает по-своему. После раздумий обо всём, что он услышал от Дровосекина, герой прощает «временные связи» Сони (тогда он еще не знал, что отношений с другими мужчинами у неё не было) и вновь возвращается к ней и детям во имя своей любви. Больно ли ему было? Думаю, что очень. Ведь измена – это предательство. Многие ли способны простить её? Знаете, меня потрясает сила духа людей, способных на прощение. Прощение – это большая тема для отдельной статьи, но не сказать об этом здесь я не могу.
Ремарка. Почему я говорю именно об измене? Потому что для Владимира Соня стала уже своей, любимой, единственной женщиной. И её последние слова перед уходом были обращены к нему как к единственному мужчине. Соня всё для себя решила.
Насколько может быть великодушен человек, прощая измену, и какое невероятное, колоссальное доверие он может испытывать к любимому человеку, принимая его объяснения о том, что никаких измен и не было! Всё, что нужно сделать в этот момент, – принять и поверить, и боль уйдёт, и будет «порядок в танковых войсках» (поговорка главного героя).
А ревность? У героя её нет, потому что он не собственник. Владимир принимает выбор Сони, но делает и свой, достойный сильного, уверенного в себе человека. Покажите мне такого человека в современном кино!!!
Знаете, в чём, на мой взгляд, заключается одно из принципиальных отличий хорошей драмы от мыльной мелодрамы? В том, что выставлено на первый план. Поясню на примере слухов в «Родной крови». Сплетня в сюжете этого фильма рождает тонкую интригу, которая нужна для проверки стойкости и мужества героя, преодоления собственного малодушия и, конечно, для «перчинки» в фабуле кинофильма.
В мелодраме (в том числе сериальном кино) происходит так: нет сплетни – нет сюжета. На ней, как на фундаменте, разворачиваются ЦЕЛЫЕ ЖИЗНИ героев, сильнейшие по накалу драмы, герои в таких фильмах не раскрываются, не стремятся преодолеть страсти, а истерят или страдают, окунаясь в омут собственных обид и потерянных надежд. Создатели картин смакуют разрывы отношений, потерянное детство, бесконечное выяснение отношений, месть или мнимое прощение – всё что угодно, но только не полноту жизни. Большинство низкопробных картин «об отношениях» демонстрируют именно это. Истинный психологизм в них отставлен в сторону за ненадобностью и незрелищностью.
А я пишу о другом, достойном внимания кино, в котором на первый план выходят не страсти, а умение героев их преодолевать и жить по-человечески.
Итак, «порядок в танковых войсках» наступает, когда Соня с детьми переезжает к Владимиру, с которым они с этого времени живут в согласии и радости. Для детишек дядя Володя становится настоящим любящим отцом. И каждый раз, когда он возвращается со смены на пароходе, они все вместе встречают его на речном утёсе под берёзой. В этом есть и романтические нотки (куда без них в кино!), но хочется верить в невероятную силу любви близких людей. Шутка ли, столько лет подряд вот так изо дня в день встречать с работы отца с таким теплом и такой радостью в сердце. Помните, как тогда в первый раз дети бежали навстречу дяде Володе после его демобилизации и возвращения в деревню, крепко обнимались и вместе шли к матери? Интересно, дети встречали бы так кровного отца?..
Родной отец детей (Анатолий Папанов), герой-антагонист, бросил свою семью и появился только спустя годы после войны, получив известие о смерти матери его детей. Цель приезда – забрать детей у «чужого» для него человека. Герой А. Папанова тоже возвращается к своим детям, но как и с чем? Что заставляет его это сделать? Смерть матери? Чувство долга перед детьми? А может быть, перед законом? Самолюбие и желание обелить себя, вылив ушат грязи на человека, который столько лет был его детям настоящим отцом?.. Не случись трагедии с матерью, когда бы он появился и появился бы вообще? А тут – закон предписывает, детям нужно обеспеченное будущее и всё прочее: «как следует», «как детям будет полезно» и «как они сами решат».
Дело в том, что он прав только юридически (персонаж А. Папанова юрист), и сердце верит не ему, а прислушивается к рассуждениям старшего из детей, Эрика, который расставляет все точки над i. За столом переговоров он высказывается свободно и не по-детски мудро: «Вы уж меня извините, папа, но ведь, правда, отца себе человек не выбирает по вкусу. Кровь? Это я не чувствую и не понимаю, что такое кровь. А Федотов был нам отцом. И выбирать себе другого отца, получше или повыгоднее… мне даже противно говорить такие слова!» Браво, мальчик! Как ни тяжело было сделать выбор, он принял единственное правильное решение.
Последние кадры фильма представляют возвращение Федотова со смены на пароходе, его мучительное ожидание – вернутся ли дети, с кем останутся, как жить, если выберут кровного отца – и, наконец, радостный гудок парохода, ставший привычным за много лет, сигнал любящему отцу о том, что на речном утёсе его ждут! Пароходный гудок, берёзка и две детские фигурки на берегу, как глоток воздуха для будущей жизни.
Возвращаются все: и он, и дети, – и семья воссоединяется.
Здесь Евгений Матвеев прекрасно передаёт внутреннее напряжение героя, наконец, высвободившееся облегчение и слёзы радости, оттого что дети признали родным его. Они вернулись к своему отцу, как когда-то он не обманул их надежды на своё возвращение после войны. И сердце ликует вместе с героями!
Фильм очень красивый и несмотря ни на что – радостный!