Найти тему
Максим Rebuser

ROXY MUSIC: FOR YOUR PLEASURE (1973)

Album Rating = 8 -

1) Do The Strand 2) Beauty Queen 3) Strictly Confidential 4) Editions Of You 5) In Every Dream Home A Heartache 6) The Bogus Man 7) Grey Lagoons 8) For Your Pleasure.

Что такое! Почти ни одного слабого и неинтересного номера на альбоме! Да, музыка тут по-прежнему звучит очень оригинально и стильно. И если прошлый альбом был оригинален скорее ради самой оригинальности (что вполне объяснимо, - ведь им надо было хоть как-то впервые выделиться среди сонма других талантливых групп того времени), то тут оригинальность уже явилась следствием вполне продуманной мелодической и атмосферной концепции. Которую вкратце можно сформулировать так: "Мрачный гротескный поп-арт". Вау! Звучит во всех смыслах круто. Да, по сравнению с прошлой работой, атмосфера тут еще более сгустилась и стала уже совсем темной и тревожной. Прямо под стать обложке. Да, музыка тут именно такая, как и сама обложка. Опасная ночная гламурная музыка. В создании подобной музыкальной атмосферы эти парни бесспорно являлись выдающимися мастерами. К тому же, если опять-таки проводить параллели с прошлым альбомом, материал тут стал более последовательным и качественным как в плане мелодичности, так и т.з. вокального исполнения. Касательно последнего у меня есть 2 новости для вас. Все как обычно: одна хорошая, другая плохая. Естественно я должен спросить, какую вам сначала? Ок. Хорошая: вокал тут РЕАЛЬНО сильно улучшился. Плохая: Брайан все-таки сорвал себе голос на прошлом альбоме. Есть некоторое противоречие между 2-мя этими утверждениями? Может быть. Но, тем не менее, оба эти факта...остаются фактами.

"There's a new sensation! A fabulous creation!", - возможно Брайан имел ввиду свою прекрасную нов(ую)аторскую группу. Возможно этот альбом. А может и эту конкретную открывающую альбом песню. Что можно сказать о Do The Strand? Построение довольно простое: коротенькие напряженные (из-за долбящих клавишных) вступительные куплеты и исполняемая с большим энтузиазмом оригинальная припевная (?) часть. Ну да, сложно выделить тут припев, т.к. явно он тут явно:) не выражен. Обратите внимание на пианинный проигрыш с 2:14. Он довольно нестандартно и интересно построен. Я даже имел некоторые проблемы, пытаясь его спеть, т.к. частенько никак не мог попасть в эти ноты. К тому же и звучит он весьма трагично, опустошенно и холодно.

В Beauty Queen впервые в полной мере можно оценить прогресс Фэрри как вокалиста. Начинаясь с традиционных для альбома холодных ночных синтезаторных проигрышей, эта песня вскоре перерастает в череду шикарнейших (по крайней мере в мелодическом плане) куплетов, исполняемых Брайаном с неподдельным чувством и вдохновением. Также весьма оригинальным решением была вставка небольшого рок-н-ролльного безвокального отрезка в середину песни, который прежде всего выделяется все теми же отличными холодными "спешащими" синтезаторными проигрышами. Strictly Confidential также, как и прошлый трэк, замечательна прежде всего именно своей вокальной частью. Серьезная, глубокая и драматическая мелодия спета тут с самыми различными интонациями. Вокалу Фэрри присущи тут и тихие "констатирующие" ноты в начале, и высокие трагические ноты в конце.

Editions Of You, - классный и очень интересный танцевальный номер. Главные вокальные мелодии спеты в немного разговорном стиле, но, тем не менее, ни в коем случае не утрачивают своей оригинальности. Ритм, - огонь! А в центре песни (во всех смыслах), - фантастическое саксофонное, синтезаторное и гитарное соло. Самое впечатляющее из которых, - синтезаторное. Это было реально круто! Оно примечательно не только самим своим звучанием, но еще и некой атональностью. Но покажите мне еще какую-нибудь песню, которая бы не только не испортилась, а даже бы с лихвой выиграла от этого! А после фразы "Their crazy music drives you insane - this way" Брайан и вправду показал нам, как это будет, воспроизведя хотя и не очень сводящую с ума, но довольно прикольную синтезаторную партию (на концертах при этих словах он обычно указывал на свой синтезатор и спешно бежал туда для своего соло).

Центральный шедевр альбома, - In Every Dream Home A Heartache. Кстати, один из самых показательных примеров того, НАСКОЛЬКО хуже может звучать альбомная версия песни по сравнению с концертной. Нет, я конечно не могу сказать, что здешняя версия совсем уж отстой...но она определенно могла бы впечатлить и больше. Гораздо больше! Ибо для того, чтобы реально оценить невероятную глубину и драматизм этой вещи, вам, к сожалению, нужно послушать какой-либо ее концертный вариант. Я, в частности, крайне рекомендую версию с концертника "Viva!". По сравнению с которой включенная сюда версия звучит очень блекло и невыразительно. Взять хотя бы вокал. Тут он слишком меланхоличен, тороплив и безэмоционален. Напротив, та версия отличается масштабной вселенской мегазлой "вампирской" вокальной подачей! Кроме того, там с гораздо большим вкусом подобрано музыкальное сопровождение: помимо устрашающего синтезаторного фона туда также включена и скрипка, что сделало ту атмосферу еще более жуткой. Какого х...на мне приходится рассматривать и восхищаться ДРУГИМ исполнением этой песни? Мистер Фэрри, Вам не стыдно?

А теперь время настоящего эксперимента. The Bogus Man является самым радикальным экспериментом за всю историю группы. Maaan....это.... Эти парни реально не из этого мира. С первых мгновений устанавливается крайне занятный ритм песни. А когда заступает фоновое сопровождение, вы погружаетесь в крайне необычную и тревожную атмосферу. Она...уникальна. Скажу сразу, что описывать кол-во включенных сюда звуковых эффектов, - дело неблагодарное. Потому что в этом случае я никогда не закончу этот обзор. Поэтому упомяну лишь самые главные из них. Во-первых, басы и ритм. Лично для меня они уже на 50-60% делают всю "погоду" и атмосферу в песне. Эти пульсирующие и долбящие (в хорошем смысле) басовые проигрыши, - это что-то! Вместе с ударными это просто нереально классный грув и балдеж!:) Особенно четко этот суперритм выделен во второй длинной безвокальной части песни (maaaan...вы реально должны заценить эта длинную 2-ую часть (с 4:15). Опыт уникальный. Это реально жутко и меганагружающе!) Теперь саксофон. Время от времени сюда вставляются его ненавязчивые задумчивые "вампирские" проигрыши. Которые сыграны очень со вкусом и прекрасно дополняют общую кошмарную атмосферу. Ну и конечно тонна разнообразнейших синтезаторных вставок от Ино. Что он вытворял тут, просто уму непостижимо. Описать это, пожалуй, и невозможно. Скажу только, что все эти одновременные и перекрывающие друг друга синтезаторные поля в итоге создают поистине мегамасштабный размах этой песни. Ах да, вокал. Мало того, что сама мелодия звучит довольно пугающе, так еще и Фэрри усиливает этот эффект зловещими и таинственными интонациями своего вокала. А в "припеве" Брайан переходит просто на фантастический фальцет. Creeepy!! Постепенно из песни вырезается все больше и больше звуков (помните эти "chik-и" ножницами от Фэрри под конец) и она плавно затухает. После чего слышатся вздохи облегчения Брайана. "Ну наконец-то закончилось". Однако отдохнуть ему не удалось, т.к. за этим "театром абсурда" немедленно стартует Grey Lagoons. Песня, к которой лично у меня противоречивое отношение. Тут стильная и интересная вокальная мелодия. Но зачем понадобилось вставлять сюда довольно тупую рок-н-ролльную импровизацию, занимающую почти всю (!!!) песню?? Ну да, чисто технически сыграно неплохо. Но как все это склеить с основной мелодической линией и начальной концепцией песни я, хоть убей, не пойму. С таким воображением, как у Фэрри, можно было бы придумать и что-нибудь поинтереснее. Последний трэк как бы подводит итог всему альбому и совмещает в себе все: и потрясающую мрачность/загадочность/тревожность, и первоклассную мелодию, и невероятно стильные и атмосферные гитарные и синтезаторные проигрыши. И, наконец, еще один невероятный масштабный синтезаторный звуковой эксперимент с хорами-мантрами (пожоже на пение монахов) во 2-ой части песни.