Объясняет Елена Малышева, PR-менеджер успешного крауд-проекта Космический спутник «Маяк», который собрал на Boomstarter 2 000 000 рублей.
Подготовку к запуску крауд-проекта нужно начинать с медиа-плана. Составлять его пора за пару недель до старта. И сегодня мы поговорим о том, как его правильно подготовить.
Первый шаг при составлении медиа-плана — сделать подборку тематических и общетематических СМИ с нужными вам тематическими разделами.
Как подобрать нужные СМИ?
Допустим, вы придумали крутой гаджет для автомобилей. Значит, вам нужно:
- собрать список СМИ по основным тематикам:
— авто
— гаджеты
— технологии
2. просмотреть все популярные общетематические СМИ (типа «АиФ», «МК» и тд) на предмет наличия у них рубрик «авто», «гаджеты», «технологии».
Также, возможно, про ваш гаджет напишут lifestyle, женские или мужские СМИ. Все зависит от цели устройства и полезной идеи, которая в него заложена.
Для подбора газет и журналов используйте сервисы:
Яндекс.Каталог
Яндекс.Новости
Рейтинг Рамблера
Рейтинг Mail.ru
Википедия
Подборка PR News
В Яндекс.Каталоге c нашим примером подойдут разделы Авто, Hi-Tech
Стоит изучить раздел Периодика – найти общетематические газеты и журналы, которые рассказывают про технологичные новинки.
Первый по цитируемости в списке «Периодика» находится «Коммерсант». Заходим на страницу сайта журнала и просматриваем нужные разделы, находим HI-TECH. Отлично, значит «Коммерсант» добавляем в наш медиа-план. И так проходимся по всем (!) СМИ из списка «Периодики».
У Яндекса также есть новостные партнеры – сайты, которые предоставляют поисковику свои новости. Этот список отличается от Каталога, поэтому обязательно смотрим и его тоже. Здесь нам подойдут разделы «Авто» и «Технологии».
То же самое проделываем с остальными источниками. Собираем список из СМИ, разбитых на тематики и форматы. После чего добавляем в медиа-план данные по охвату. Это поможет сразу определить, куда отправить релиз первым делом.
Как определить охват СМИ?
В рейтинге Рамблера или Mail.ru можно посмотреть количество уникальных посетителей ресурса за выбранный период.
Смотрите недельный охват – примерно за 7 дней статья в онлайн-издании набирает основное количество просмотров.
Еженедельно Коммерсант читает около 2,6 млн людей (уникальных посетителей)
Для получения данных по охвату можно также использовать статистику раздела «Новости и СМИ» ресурса LiveInternet. А если счетчик у издания закрыт, то на помощь приходят PR-CY или CY-PR.
Без каких СМИ можно обойтись?
- Без печатных ежемесячных журналов
Контент для них составляется заранее. Если вы напишите редактору печатного журнала, например, в августе, и он заинтересуется проектом, заметку не ждите раньше октября. Исключение – ежедневные и еженедельные газеты. Важно: если о вас согласились написать в печатной газете, обязательно просите журналиста упомянуть о том, что вашему проекту требуется финансирование на Boomstarter – иначе читатель не сконвертируется в спонсора. - Без ТВ-каналов (радиостанции – туда же). И вот почему. ТВ-продюсеры хотят информацию про крутые проекты и стартапы. Однако в общей массе их коллеги – редакторы боятся слова «краудфандинг» как огня.
Важно на берегу договориться и с продюсером, и с редактором передачи, что в сюжете упомянут название вашего проекта и тот факт, что вы собираете деньги на крауд-площадке. Без этих упоминаний сюжет не имеет смысла! Вы потратите время в надежде на «спонсоров из телека», а получите обзор проекта без call-to-action дать на него средства.
Примеры из кейса «Маяк»:
- сюжет телеканала Россия: ни слова про необходимое финансирование (не говоря уже про упоминание крауд-площадки);
- журналисты телеканала Life78 пригласили в студию автора проекта и сами задавали наводящие вопросы про финансирование, однако слово «Boomstarter» в эфире не прозвучало.
Заниматься пиаром на телевидении можно, когда вам нужен долгоиграющий эффект. Но у вас сбор средств здесь и сейчас, поэтому историю с телевидением лучше отложить и сосредоточиться на онлайн-СМИ и блогерах.
ТВ-каналы можно приглашать к информационному сотрудничеству. Благодаря такому бартеру канал получит освещение в СМИ за счет пиар-компании проекта, а проект – аудиторию канала. В «Маяке» мы пригласили к такому сотрудничеству канал «Наука».
Где искать нужных блогеров (ЖЖ, ютуб)?
Для подбора блогеров используйте следующие сервисы:
- toprussianbloggers.ru
- tuberank.ru
- Страницы статистики самих площадок (ЖЖ, Ютуб)
В LiveDune удобная разбивка по типам площадок. В toprussain и tuberank есть деление на тематики. Например, в tuberank для нашего крутого автомобильного гаджета мы изучим блогеров из разделов авто и наука и технологии.
Изучаем каналы авто тематики – смотрим, кто мог бы интересно рассказать про наш гаджет. Изучаем среднее количество просмотров у каждого блогера.
А вот выглядят рубрики в toprussianbloggers.ru:
Не ленитесь и ищите нужные блоги через поисковые запросы вроде «блогеры авто тема». Таким образом, можно найти неплохие подборки, вроде этой или этой.
Если в СМИ важными параметрами для выбора были тематика и охват, то в случае с видеоблогерами – это тематика и среднее количество просмотров. Последний показатель можно прикинуть, просмотрев у блогера охват 10-20 видео двухнедельной давности.
Например, у блогера Ивана Зенкевича среднее количество просмотров ролика около 50 000 человек:
Где искать нужные паблики?
Если проект некоммерческий, то можно зайти в ВК-паблики, которые обычно берут деньги за посты. У некоммерции есть шанс, что хозяин или редактор паблика пропустит пост про ваш проект в ленту. Но не стоит сразу бомбить в предложку (ссылка в ленте группы «предложить новость»)! Сначала нужно написать личное сообщение редактору – рассказать о проекте и о том, что он нуждается в поддержке. И если идея проекта понравится, вас попросят подготовить пост и иллюстрацию.
Для подбора нужных по тематике ВК-пабликов используйте 2 метода:
1) Сервис: Реклама – Рекламные записи в сообществах. Сначала заходите в Рекламу, далее в «Рекламные записи». Система предложит открыть ваш личный рекламный кабинет. Соглашайтесь. Теперь вы в личной кабинете. Слева будет меню, выбирайте пункт «Доступные площадки». Далее выбирайте тематики «Авто» и «Наука и техника».
2) Погуглите группы в поисковой строчке социальной сети. Я встречала группы, которых нет на бирже, но они все равно продают рекламу. Поэтому я захожу в поиск, вбиваю нужное слово (например, в нашем случае это «гаджеты», «авто»), выбираю раздел «Сообщества» и изучаю группы в выдаче.
В Facebook и Одноклассниках нет такого удобного инструмента, как в ВК. Там вопрос решается поиском групп и сообществ через ключевые слова.
Если проект коммерческий, то у вас 100% будут просить деньги за рекламу. Однако здесь может сработать бартер – предложите взамен размещения равноценное вознаграждение из вашей кампании на Boomstarter.
К составлению медиа-плана нужно подойти ответственно. Это требует времени и усилий, но результат того стоит. Но если времени не хватает, то составить медиа-план для вашего крауд-проекта помогут специалисты Boomstarter.