Найти тему
Ежедневное кино

Zombilend: неожиданный подтекст

Что можно было ждать от второй части Зомбиленда? Продолжение серии мрачных шуток на грани цинизма, море гнилой крови убиенных зобаков, мачизма Харельсона, тихого обаяния Айзенберга, Эмма Стоун - красавица на любителя, конечно же. Ну, ни к чему не обязывающее развлекалово для зрителя с простенькими потребностями.

Ну, если место свободно, то почему-бы не занять? В Белом доме, например.
Ну, если место свободно, то почему-бы не занять? В Белом доме, например.

Собственно, это мы и получили. Но было кое-что сверх этого. Постараюсь обойтись без спойлеров, скажу только, что толстая, но симпатичная девочка Литтл Рок (Эбигейл Бреслин) найдет себе наконец-то парня. Парень будет - хм! - необычен: в Зомбиленде, где шагу не ступишь, чтобы не напороться на зомби, он обходится без оружия, не есть мяса и знает, как найти коммуну “Вавилон”, в которой все живут мирно и в гармонии, посреди всего этого жуткого ада. Естественно, что девушка, настрадавшаяся без сверстников, зато под отцовским контролем Талахаси (который ей, вообще-то, не отец!) сбегает с попутчиком.

Литтл Рок встречает любовь! Ну разве не мило?
Литтл Рок встречает любовь! Ну разве не мило?

Сначала Вичита пускается за ней в погоню, потом оставшиеся двое (на самом деле - уже трое, но я обещал без спойлеров) друзей присоединяются к ее поискам.

Знакомьтесь - этот человек курит траву и выдает песни Боба Дилана за свои.
Знакомьтесь - этот человек курит траву и выдает песни Боба Дилана за свои.

И вот когда они ее найдут, тут возникает конфликт, выходящий за пределы отношений между персонажами. Дело в том, что с помощью различных символов и фраз, как бы сказанных между делом, нам дают понять: трое друзей - Вичита, Талахаси и даже сравнительно молодой Коламбус - это старая Америка. Это Америка родителей - они любят Элвиса Пресли, они прагматичны, они следуют правилам, они не доверяют этому миру и ждет от него подлостей, поэтому оттачивают мастерство, вооружаются тяжеленными пушками и вообще, ведут себя агрессивно.

Узнаете Харельсона? А это он!
Узнаете Харельсона? А это он!

Им противостоит население коммуны “Вавилон”: цветы, переплавим дробовики на пацифики (буквально), будем играть на бонгах, а от неприятностей отгородимся, чем получится.

Прекрасная жизнь в Вавилоне
Прекрасная жизнь в Вавилоне

И вот они встречаются. Точно так же, как они сегодня встретились в США: “поколение снежинок”, унаследовавшее все идеалы хиппи, завернутые в новую словесную упаковку, и поколение “стариков”, которые уверены, что без поддержки дробовика доброе слово работает недостаточно хорошо.

Конечно, будь перед нами социальная драма, мы могли бы ожидать от фильма ответа на множество острых вопросов: а откуда эти веганы-миролюбцы, такие нелепые в этом мире, взялись? Не с неба же они свалились? Кто-то их воспитал такими? Пока шло это воспитание - куда смотрели их разумные и прагматичные родители? Как вообще мог возникнуть этот конфликт? И как теперь с этими “снежинками” быть? Перевоспитывать их, обрекая на психологическую травму? Или оставить все как есть, отойти и наблюдать, как они нелепо погибнут, встретившись с достаточно серьезной угрозой (а заодно погубят свой мир, да и наш тоже, потому, что это один и тот же мир)? Много вопросов можно было бы задать. Много драматических решений можно было бы найти, чтобы заставить зрителя осознать серьезность этих вопросов.

Первый момент в Вавилоне. Прощай, оружие!
Первый момент в Вавилоне. Прощай, оружие!

Но “Зомбиленд” - это только комедия. Пусть и получившая в данном случае некую неожиданную социальную глубину, но - все-таки комедия. Финал ее не дает ответов, хотя и разрешает ситуацию: когда из темноты выбегают новые, доселе невиданные чудовища, старая, отцовская Америка быстренько находит жестокий, зато эффективный выход и всех спасает. Это не разрешение конфликта. Хотя для данной истории сойдет и так.

То, как решает проблемы старая Америка. Жестко, зато надежно.
То, как решает проблемы старая Америка. Жестко, зато надежно.

Если надумаете пересмотреть “Зомбиленд”, или посмотреть его впервые, обратите внимание на этот подтекст, он кажется мне довольно важным для понимания того, что происходит сегодня не только в Америке, но и в мире.

"Только настоящий мужчина может водить розовый Кадиллак" - единственное правило, которое придумал себе Талахаси. Но тут же от него отказался.
"Только настоящий мужчина может водить розовый Кадиллак" - единственное правило, которое придумал себе Талахаси. Но тут же от него отказался.