Наказывать будут «с совсем небольшой погрешностью», заявили в правительстве. «Ни одна цивилизованная страна» не позволяет настолько превышать скорость без штрафов: сложно представить, чтобы в законопослушной Дании или Норвегии автомобилист превысил скорость больше, чем на 3 км/ч. Эксперты разошлись во мнениях: одни считают, что новые штрафы — повод для лишних поборов, и сражаться нужно с агрессивной ездой. Другие — что безопасность важнее. Даже Дмитрий Медведев сомневается, что водителей не начнут массово штрафовать. А цена вопроса — более 1800 человеческих жизней в год, никак не деньги.
Правительство за безопасность
Снижению нештрафуемого порога скорости — быть. Планку понизят с 20 до 10 км/ч, рассказали в российском правительстве. Причин для такого решения много, и главная — цена человеческой жизни, заявил вице-премьер РФ Максим Акимов. РИА Новости пишут, что правительство приняло решение после заседания комиссии по безопасности движения на дорогах.
По словам вице-премьера, понижать порог будут точно. Средства фотовидеофиксации позволяют без проблем и с высокой точностью фиксировать небольшую погрешность. Распространённая практика — повысить скорость на 20 км/ч, надеясь, что не оштрафуют. Многие водители считают это «разрешённым» скоростным режимом и могут двигаться по городу со скоростью до 80 км/ч. Безнаказанно превышать порог теперь не выйдет.
Ранее «Выберу.ру» писал о другой автомобильной ситуации, которая также вызвала большой общественный резонанс. Речь о дорогих анализах для справок ГИБДД.
В «цивилизованных странах» такого нет
Акимов указал, что «ни в одной стране мира, которая относит себя к цивилизованным», нет настолько высокого порога превышения скорости. Если верить блогеру-урбанисту Илье Варламову, в Копенгагене, Осло, Таллине, Амстердаме, Берлине и Стокгольме можно безнаказанно превысить скорость на 3 км/ч, в Цюрихе — на 5 км/ч, в Лондоне — на 3,2 км/ч. В Хельсинки — на 10 км/ч, Антверпене — на 6, в Нью-Йорке, Токио и Торонто нет такого понятия вообще. Допустимая скорость на улицах «Большого яблока» — 40 км/ч, в канадском мегаполисе — 50. В японской столице — 60 км/ч.
Допустимая скорость на улицах Минска — 60 км/ч, порог без штрафов — 10 км/ч. О сумме штрафов можно не говорить, для среднего российского водителя санкции высокие. В столице Дании за превышение скорости 51−59 км/ч штрафуют на 135 евро, 60−64 — на 200, 65−69 — 335, 70−79 — 405.
Но сразу обрушивать ограничение скорости на все регионы не будут. Акимов добавил, что вводить новшество нужно аккуратно, добавляя текстовые зоны. К примеру, понизить порог скорости для городов федерального значения, миллионников, в столицах регионов. Или во всех городских поселениях.
Вице-премьер добавил, что новые правила спасут более 1800 жизней в год.
Вот это цена вопроса, — указал Акимов.
Есть ли смысл снижать порог?
Инициативу поддержал Минтранс, но против выступило МВД. Усомнился в решении даже премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Пресс-секретарь главы правительства Олег Осипов передал журналистам, что премьер-министр «действительно сомневается в целесообразности снижения нештрафуемого порога». Представитель Дмитрия Медведева указал, что в ближайшее время такое решение вряд ли примут. В начале декабря Медведев заявил, что водителям будет сложно уловить снижение скорости. А ужесточение правил — это повод для сбора штрафов.
Председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский заявил, что нужно провести эксперимент в некоторых регионах. А потом смотреть, как приживутся подобные меры. Депутат призвал узнать мнение общественности, автомобилистов и только потом принимать решение. В регионе новые правила должны вводить по согласию граждан, которые тоже беспокоятся о безопасности на дорогах.
Не поддерживают инициативу некоторые автомобильные эксперты. Важнее высокой скорости — агрессивное вождение и отсутствие барьеров между «встречками», рассказал телеканалу «Царьград» автоэксперт Вячеслав Субботин. Снижение скорости понизит аварийность, и забота чиновников понятна. Тормозной путь у современных машин короче, датчики срабатывают точнее. Но ни ГИБДД, ни законотворцы не учитывают манеру вождения.
Другой эксперт и автомобильный юрист Дмитрий Славнов считает, что водитель будет больше смотреть на спидометр, а не на дорогу. Автоюрист полагает, что главная причина ДТП и гибели людей на дорогах — агрессивная езда.
Авоэксперт Владимир Сажин рассказал «Невским новостям», что изменения — правильные с точки зрения дорожной безопасности. Но автомобилистам придётся перестроиться под новые правила. У радаров последнего поколения выше точность и меньше погрешность, поэтому превышение скорости устройства будут фиксировать качественно. Зато водители начнут лучше контролировать скорость.
Изменения появятся в законодательстве в течение 2020 года. Одна из целей новеллы — снизить смертность на дорогах к 2030 году по указу Владимира Путина.