До развала Советского Союза в северных морях вылавливали огромное количество рыбы . Ловили всеми возможными способами . Тралили донными тралами , ловили кошельковыми неводами , и так далее . Было даже одно время нашествие в северные широты кальмара , но пока закупали специальное оборудование для их лова , оборудовали рыболовецкие суда - кальмар просто ушел из этой зоны . Огромный рыболовный флот , который базировался в Мурманске , не мог обойтись без спасательного отряда . Потому на балансе рыбного порта находилось 11 спасательных судов , объединенных в Экспедиционный отряд аварийно - спасательных работ . А чтобы представить количество рыболовецких судов приблизительно , достаточно посчитать ,что , два района рыбного порта имели 45 причалов . У каждого из них , под выгрузкой или ждущих выгрузки на ЖД вагоны , одновременно находилось по 4 - 5 корпусов сейнеров , траулеров , плавбаз и прочего . А это около одной пятой всего мурманского флота , как минимум . Остальные находились на промысле во всех точках Мирового океана .
Ловили рыбу в те года в северной , центральной и южной Атлантике . Центральной и южной части Тихого океана . Ну и конечно в северных морях , Баренцевом , Норвежском и Северном . Креветку "криля " ловили даже у острова Шпицберген , рядом с кромкой льдов . Районы промысла представляли собой рыболовецкую флотилию состоящую , бывало , из сотни судов , идущих с тралами паралельно курсом , встречным и еще ,как угодно .
Когда я впервые увидел ночью суда в районе промысла - подумал , что подходим к прибрежному городу . Большое скопление огней напоминало городскую иллюминацию . Всем надо наловить побольше , выполнить план и получить премию . В связи с этим , конечно бывали столкновения , намотки на винты рыболовного оборудования . И тогда начиналась наша работа . Чаще всего такие форс мажорные обстоятельства происходили во время волнения моря или штормов . Мы подходили к аварийному судну , брали его на буксир и вели в ближайшую бухту для оказания помощи . В управлении Севрыба сразу создавался штаб по спасению и координировал все необходимые действия по оказанию помощи . Штаб определял в последствии и размер премиальных вознаграждений за спасение . На договоре о спасении , который составлялся на судне и подписывался обеими сторонами ( спасателем и спасенным ) , эпиграфом была надпись : " Без спасения - нет вознаграждения ! " . Посему флот спасенного судна перечислял нашему флоту , назначенную штабом ,сумму за работу , а флот нам оплачивал премию . Она определялась в процентном соотношении . 100 % соответствовало одному месячному заработку члена экипажа спасателя . За рейс бывало у нас и не одно и не два спасения , и премия за каждое платилась соответственно , но не сразу . Больше месяца уходило на согласования и перечисления . И когда приходили в кассу получать премии , то в верхней части табеля всегда стояли фамилии членов штаба из управления Севрыба . Но интересным моментом было то , что из этих премий не вычитали алименты . А алиментщиков у нас на флоте было не мало .
На нашем судне в машинном отделении велись записи спасений и процентов . Некоторые вели такой дневник сами .
Экипаж аварийного судна в таких случаях лишался рейсовой премии . Но на премию рыбаков еще влияла оценка за отработку с нами совместных учений . Нам предписывалось , если не было аварийных ситуаций , проводить совместные учения с рыболовецкими судами на промысле . Два - три раза за месяц , мы по указанию свыше , подходили к траулеру или сейнеру и проводили эти занятия . Наша аварийно - десантная партия высаживалась им на борт (как пираты на абордаж ) , играли весь комплекс тревог , от "пожаров" и "пробоин" , до "оставления судна" или "человек за бортом". Рыбаки , проклиная нас , бегали и выполняли задачи . Им был нужен план , а не наши игры . А мы тем временем изучали тип судна , расположение аварийного имущества , средств пожаротушения и прочее . В случае реальной спасательной операции , мы должны были знать и уметь бороться за живучесть , на данном типе судна .
Если нашим старпомом , начальником аварийно - десантной партии , ставилась неудовлетворительная оценка , весь экипаж лишался премии . Поэтому , зачастую рыбаки нагружали нашу шлюпку всевозможными рыбными деликатесами , приготовленными ими для себя . Вялеными балыками , копченостями , креветкой и прочим . Мы от этого не отказывались . Питались мы отлично . Кок всегда готовил много и вкусно . А блюда из свежевыловленной рыбы очень полезны и питательны .
Вот такой "юмор" получился у меня в этот раз . Следующий рассказ постараюсь заполнить веселыми воспоминаниями . Пишите свои комментарии , ставьте большой палец вверх , если Вам понравился мой рассказ .
.