На просторах русскоязычного сообщества уже несколько лет периодически всплывают обсуждения о том, что
Dota 2 либо умерла, либо находится в процессе. В какой-то момент эта тема превратилась в мем и не воспринималась серьезно. А в англоязычном сообществе исковерканная фраза «DED GAEM» и вовсе используется в качестве сарказма, например, когда призовой фонд The International в очередной раз бьет рекорды.
Сегодня тема о «смерти» игры актуальна, как никогда. На протяжении всей истории развития Dota 2 были удачные и не очень патчи, непопулярные и спорные решения от разработчиков и периодические прирост и отток он-лайна. Почему же именно сейчас разговоры о том, что игре осталось максимум пару лет, серьезны, как никогда? Попытаемся разобраться.
Проблема
На первый взгляд, есть три главных фактора, по которым и делается вывод, что игра умирает. Два из них объективны и один субъективный:
- Он-лайн Dota 2 опустился на рекордно низкий уровень за последние несколько лет и сейчас находится на отметке конца 2013-начала 2014 годов;
- Большой новый патч не смог остановить падение он-лайна;
- Многие игроки считают, что патч сделал игру хуже и намерены покинуть/уже покинули Dota 2.
Последний пункт можно считать делом вкуса, потому что есть и те, кому обновление пришлось по душе. Также не секрет, что часть сообщества достаточно консервативна, и всегда большие изменения встречали волну критики и недовольства. А вот с первыми двумя спорить бессмысленно, так как это очевидные факты.
Осталось выяснить, есть ли возможность того, что эти проблемы будут исправлены, и если нет, то означает ли это конец для Dota 2.
Есть ли решения?
Итак, начнем со второй проблемы, так как она свежее в памяти и проще для анализа. На данный момент непопулярность патча очевидна. Не будем углубляться в подробности, так как для этого нужно глубокое понимание игры. Сосредоточимся на том, что может изменить ситуацию.
В первую очередь, это изменения от разработчиков. После выпуска 7.23 уже было сделано множество правок баланса и других изменений. Несомненно, нас ждут еще несколько «буквенных» патчей, а рано или поздно, скорее всего уже после мейджора, и версия 7.24. Возможно, разработчикам удастся в следующих обновлениях вернуть баланс фанатов и противников патча хотя бы до среднего уровня прошлых версий.
Во-вторых, консервативные пользователи, которые все еще остались заинтересованы в игре, привыкнут к нововведениям. Такие прецеденты уже были, и особенно ярко это было выражено после выхода патча 7.0 и в особенности Dota 2 Reborn.
Таким образом, при должном старании разработчиков эта проблема не должна стать вердиктом.
Касательно проблемы он-лайна, именно этот фактор выступает в качестве первого и основного аргумента у приверженцев мнения, что игра умирает.
Для начала давайте проанализируем, весь ли он-лайн полезен. Что теряют игроки с его снижением, и почему стоит беспокоиться? Представьте, что числа со знаком «минус», что мы видим в статистике — это игроки, которые портили матчи своим поведением и злоупотреблением рейтинговой системой и читами, а также боты для прокачки аккаунтов/переливания рейтинга. Ситуация утопична, но в таком случае отток он-лайна лишь пошел бы на пользу и игрокам, и разработчикам. Конечно, в действительности часть потерь — это бывшие лояльные игроки, которые были частью сообщества и, возможно, даже поддерживали игру материально. Мы знаем это по комментариям пользователей на различных форумах и платформах.
Учитывая, что не так давно Valve провели большую работу по борьбе с плохим поведением и различными злоупотреблениями, скорее всего, правда где-то посредине. Таким образом, часть потерянного он-лайна являлась полезной. В этой ситуации игроков пугают две вещи: дальнейшее снижение он-лайна может привести к проблемам с поиском матчей (большая длительность или хуже подбор) и поддержкой игры разработчиками.
«Пациент скорее жив, чем мертв»
Чтобы вынести вердикт, нужно знать определение смерти. Если смотреть на это с философской стороны, то смерть — это финал жизненного цикла. Руководствуясь этим, все в этом мире умирает, вопрос лишь в том, насколько быстро. Но нас интересует практическая сторона вопроса, а именно, по каким признакам можно определить смерть соревновательной компьютерной онлайн-игры. Поскольку официальных критериев пока что нет, мы попытаемся определить их самостоятельно на основе самых очевидных факторов.
Поддержка серверов:ДА
Поддержка игры (изменение баланса, исправление ошибок):ДА
Выпуск контента (большие обновления, косметика, ивенты):ДА
Достаточный он-лайн для матчмейкинга:ДА
Наличие живого сообщества:ДА
Отток игроков:ДА
Привлечение новых игроков:НЕТ
Популярность:ПАДАЕТ
Киберспорт:РАЗВИВАЕТСЯ
Вердикт
Как мы видим, не все так плохо, как могло показаться изначально. Dota 2 все еще «жива», и желающие смогут играть матчи, смотреть соревнования и обсуждать все это в сообществе еще очень долго. Тем не менее, проблемы налицо, и они много в чем взаимосвязаны. Старые игроки уходят по многим причинам, это естественный процесс для любой он-лайн игры такого возраста. Новые игроки практически не приходят, во многом из-за того, что игра не на пике своей популярности. Игровые и развлекательные медиа все меньше упоминают Dota 2, ей на смену пришли новые современные игры.
Даже если снижение он-лайна в процентах сохранится, запас игроков достаточно велик, чтобы матчи находились, пусть даже не с таким количеством фактором совместимости, как сейчас. Игроки, заставшие доту в 2012 году, когда онлайн только стремился к отметке в 100 тысяч, помнят, что даже тогда матчи находились без проблем.
Сама Valve традиционно не занимается рекламой и прямыми способами популяризации игры. Основным направлением маркетинга стала киберспортивная составляющая: компания проводит и поддерживает турниры с огромными призовыми, баланс изменяется по результатам все тех же профессиональных соревнований, а нововведения зачастую направлены на улучшение зрелищности игры.
Их сложно упрекнуть в этом, ведь до недавнего времени схема работала, а основные проблемы начали остро проявляться сравнительно недавно. Нам, как участникам сообщества, остается надеяться, что разработчики адекватно среагируют на ситуацию и уделят больше внимания обычным игрокам и их комфорту. Ну и, конечно же, обсуждать проблемы и варианты их решения с единомышленниками, но не «хоронить» игру преждевременно.