Найти тему
Литрес

Хонкаку-детективы: раскройте дело быстрее сыщика!

Оглавление

Любите детективы? А часто бывает, что «гениальные» выводы главных героев-следователей были настолько нелогичными, а злодей-убийца – столь непредсказуемым, что хотелось прибить автора за попытку сделать роман как можно запутаннее? Так ведь теряется главное очарование детективов: возможность угадать убийцу раньше, чем это сделает главный герой!

Если вам нравится самостоятельно ломать голову над загадками, хонкаку-детективы – то, что вам нужно! Это один из интереснейших жанров для каждого любителя расследований. Пока не слышали о таком? Мы обо всем расскажем.
Итак...

Содзи Симада и книги-головоломки

Содзи Симада, создатель хонкаку-детективов
Содзи Симада, создатель хонкаку-детективов

В 1980-х годах японский автор Содзи Симада взял да и создал новый жанр. В его книгах нет глупых или притянутых за уши аргументов и улик. Читатель знает ровно столько же, сколько и главный следователь. Более того, у читателей даже есть шанс раскрыть преступление раньше персонажей! Поверьте, в книге для этого достаточно подсказок.

Первый хонкаку-детектив родоначальника жанра называется «Токийский зодиак». За сорок лет в японской культуре эта книга стала по-настоящему значимой, но на русский язык ее перевели только в этом году, снабдив припиской «японский Шерлок Холмс».

«Токийский зодиак»: игра на равных с читателем

-3

В роли главного сыщика в «Токийском зодиаке» выступает Киёси Митараи. Он стал самым популярным героем автора и появился еще в нескольких романах Содзи Симады.

Немного о сюжете: в 1936 году при таинственных обстоятельствах погибает некий художник. Он оказывается заперт внутри собственной комнаты. Киёси знакомится с дневниками и записями покойного: там подробно расписаны планы того, как будут убиты шесть дочерей художника. В живых останется лишь девушка с идеальным гороскопом. Киёси, кстати, астролог, так что для него это не пустые суеверия.

У детектива-астролога достаточно зацепок, чтобы раскрыть дело. Впрочем, как и у читателя: вы найдете в книгах все записи и схемы, оставленные покойным художником. Расслабиться, почитывая этот детектив, у вас вряд ли получится: здесь во главу угла ставится не художественная составляющая, а именно игровой момент. Сможете найти ответ раньше главного героя? Удастся ли вам запомнить и сопоставить все мелкие детали и факты? Разгадаете ли все шифры, расплетете клубок событий?

При этом вам даже не придется отвлекаться на другие привычные для детективных романов вещи: тут вам ни особого психологизма, ни драм и душевных терзаний. Как написала литературный критик Галина Юзефович, непроработанная атмосфера Японии и скудные характеры персонажей – это скорее особенность жанра, чем некомпетентность автора. Акцент на расследования – вот суть «идеального» детектива!

Последователи и новые хонкаку-детективы

-4

За сорок лет развития жанра в Японии нашлось немало авторов, которые смогли не только продолжить, но даже улучшить задумку Содзи Симады. В качестве примера можно привести роман «64» Хидео Ёкоямы.

Неизвестный похитил девочку, убил ее и успешно выменял труп на деньги. Четырнадцать лет спустя генеральный комиссар отправляется к отцу похищенной, чтобы просить прощения за то, что дело так и не смогли раскрыть. Но внезапно абсолютно по той же схеме преступление повторяется…

В отличие от «Токийского зодиака» роман «64» делает акцент не на самом расследовании, а на атмосфере Японии, взаимоотношений людей на работе, их подковерных интригах и попытках не ударить в грязь лицом. Читатель взирает на мир глазами главного героя, а тот, как истинный японец, вынужден соблюдать все правила этикета и древние традиции. В том числе и на работе. Тем не менее, в книге достаточно подсказок, чтобы читатель нашел ответ вместе с генеральным комиссаром японской полиции!

-5

Еще один автор, чьи работы можно отнести к жанру истинного детектива – Нацуо Кирино. В ее триллере «Нежные щечки» делается особый акцент на психологизме. Сюжет таков: пропала малышка Юка. Весь поселок вместе с полицией разыскивал девочку, но тщетно. Прошли годы, безутешная мать возвращается на место преступления, чтобы наконец найти ответы… И оказывается, что пропажа пятилетнего ребенка многим была выгодна. Но кому? И зачем?

Обо всех нюансах преступления вы узнаете одновременно с матерью Юки – и, быть может, сможете раскрыть дело, которое оставило столько вопросов. Автор не только срывает покровы с главной загадки, но и дает читателю возможность заглянуть в мысли восточного «островного» человека, который проживает неспешную созерцательную жизнь.

А вы когда-нибудь читали хонкаку-детективы? Удалось ли вам расследовать дело быстрее главных героев?

-6