Выход в 1971-м году фильма Стенли Кубрика «Заводной апельсин» сопровождался одновременно кассовым успехом, крупным скандалом, похвалами критиков и возведением эстетики картины в культ. По законам киноиндустрии, такие произведения не должны оставаться без сопровождения (продолжений, предысторий и проч.) Но Кубрик сам всегда был против того, чтобы снимать сиквелы к своим фильмам и строго запрещал делать это другим.
Несмотря на это, такое неофициальное продолжение появилось, и снято оно было испанским режиссёром Элоем Де Ла Иглесиа уже на следующий год.
Давно пора бы этот фильм назвать, но сделать это затруднительно: в каждой стране он выходил под своим именем: «Капля крови, чтобы умереть любя», «Любить, возможно, умереть», «Убийство в голубом мире», «Бал вуду», «Клиника ужасов» и наконец, «Заводной террор».
И хотя здесь мы не встретим знакомых героев, Алекса и его приятелей, сюжет фильма подразумевает, что события разворачиваются в той же вселенной, что и в картине Кубрика. Действительно, здесь есть и мрачное будущее, и молодёжные банды, и эксперименты по «принуждению их к добру».
В самом фильме персонажи смотрят по телевизору фрагмент из «Заводного апельсина», а в какой-то момент камера надолго задерживается на обложке раскрытой книги Владимира Набокова «Лолита», которую Кубрик экранизировал в 1962-м.
Действие происходит в недалеком будущем. Одной из примет быта грядущих времен выступают аудиокассеты – именно их, по мнению создателей фильма, будут слушать, когда виниловые пластинки уйдут в прошлое. Кассеты показывают часто и крупными планами.
Нас знакомят с несколькими параллельными линиями сюжета. Банда молодых мотоциклистов терроризирует мирных обывателей. Тем временем ученый разрабатывает способ превращения преступников в добропорядочных граждан. А его невеста – обаятельная медсестра – заманивает к себе в дом одиноких и обиженных судьбой мужчин, чтобы убивать точным ударом скальпеля в сердце. Понятно, что эти сюжетные линии должны рано или поздно пересечься. Что и происходит, к несчастью для всех главных персонажей.
Единственное, только не ждите таких же художественных достоинств, что в «Заводном апельсине».
Почитайте также:
– О том, как придумывались образы фильма «Чужой»
– Пять редких артхаусных фильмов в жанре постапокалипсиса
– Пять чудовищно странных фильмов-мюзиклов 70-х и ещё пять из разных десятилетий
– Шесть старых экзотических фильмов о космосе
– 10 лихих оккультных сатанинских хорроров 70-80-х
– 5 любимых триллеров австралийской «новой волны»