Она была уникальной актрисой, непохожей ни на кого. Истинный самородок. В ее кинокарьере не так много ролей, но благодарные зрители помнят и любят ее до сих пор: за самобытность, талант, поразительный голос. Эта актриса была мастером перевоплощения. Она с удивительной легкостью умела казаться смешной и трогательной одновременно. Ей были подвластны многие амплуа, и все ее роли - неповторимы. Для каждого образа она находила свое индивидуальное решение, меняя все: взгляд, походку, голос, возраст. "Она была разной на сцене и на экране, но в жизни всегда оставалась очень светлым и солнечным человеком".
Екатерина Федоровна Савинова родилась 93 года назад, в конце декабря 1926 года. Ее путь на сцену и на экраны оказался очень непростым. Она приехала учиться на артистку из маленького алтайского села Ельцовка, в 1944 году. Как и одна из ее самых знаменитых героинь, юная Катя опоздала на вступительные экзамены. Будущая актриса полгода проучилась в Землеустроительном институте. После ей удалось поступить на курсы Василия Ванина, однако вскоре она была отчислена, так как Ванин считал, что она замечательная актриса для театра, но не для кино.
И все-таки Екатерина, выдержав огромный конкурс, поступает во ВГИК в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Не заметить эту студентку было нельзя. Еще в студенческие годы ее способности будущей актрисы, проявлялись необычно ярко. В 1950 году Екатерина с отличием окончила институт. Ее единственную с курса пригласят во МХАТ, но она отказалась... О чем впоследствии очень сильно жалела.
Через восемь месяцев Екатерина выйдет замуж за своего однокурсника Евгения Ташкова. Их жизнь только начиналась и готовила им серьезные испытания, которые позже они разделят на двоих. Еще студенткой ВГИКа Екатерину пригласили сниматься в фильме "Кубанские казаки"(1949). В то время сниматься у прославленного Пырьева считалось большой удачей, выпадавшей далеко не каждой актрисе. Однако для творчества Екатерины Савиновой, именно роль Любочки в этой картине, оказалась во многом роковой.
Во время съемок Пырьев попытался приударить "за юной привлекательной провинциалкой", но получил решительный отпор и звонкую пощечину. "Запомни, сниматься больше не будешь!" -заорал режиссер. И угрозу свою выполнил. Хотя Екатерину и приглашали на пробы серьезных ролей, и даже утверждали, но потом отказывали. Так она потеряла роль Марютки Басовой в фильме Чухрая "Сорок первый". Ее перестали снимать и занесли в "черный" список "Мосфильма". "Пырьев фактически оказал неизгладимое влияние на судьбу Екатерины Савиной, исковеркав ее жизнь".
С 1952 года актриса играла в Театре-студии киноактера. Она с блеском исполняла роль старухи Натальи Гурьяновны в спектакле "Там, где не было затемнения". Юная Екатерина так умела перевоплощаться внутренне, практически не используя грима, что зрители были уверены, актриса - "дама в летах". И все же в это время Екатерина очень переживает из-за невостребованности.
Обладая уникальными вокальными данными она поступает в институт имени Гнесиных. Екатерину, благодаря редкому диапазону ее голоса в 3,5 октавы, приглашали в Большой театр, а также на эстраду, гастролировать с оркестром по стране. Но Савинова грезила только кинематографом. Она ждала роли, где смогли бы найти отражения все ее таланты. Такую роль актриса дождалась 1963 году.
Образ Фроси Бурлаковой, в фильме "Приходите завтра" становится "визитной карточкой" Екатерины Савиновой. Фильм, поставленный мужем актрисы, специально для нее, во многом биографичен. "Доброе повествование о девушки из провинции, глубоко тронуло сердца зрителей". Картину очень полюбили и любят до сих пор.
А тогда съемочной группе пришлось столкнуться со многими трудностями. Она была вынуждена уехать на Одесскую киностудию, чтобы обойти запреты всесильного Пырьева. Несколько раз съемки пытались запретить. Екатерину критики обвиняли в бездарности. Евгению Ташкову пришлось долго убеждать руководителей киностудии, чтобы ему дали возможность доснять фильм.
Во время работы над ролью, состояние здоровья Екатерины Савиновой сильно ухудшилось. Съемки пришлось на год отложить. Врачи долго не могли поставить правильный диагноз. Но как потом выяснилось, актриса заразилась бруцеллёзом, выпив парного молока. Из-за несвоевременного лечения, болезнь дала осложнения на головной мозг, и выздороветь полностью Екатерина Савинова так и не смогла. Она по три-четыре месяца в году лежала в больнице. Но как только недуг отступал, гастролировала с мужем по стране и снималась в нескольких эпизодических ролях в кино.
За свою кинокарьеру актриса снялась почти в трех десятках фильмов. После Фроси Бурлаковой, почти все ее роли были проходными. А в некоторых картинах ее имя даже не указывали в титрах. Это были многочисленные образы продавщиц, кладовщиц, почтальонш, проводниц. Единственной заметной ролью тех лет стал образ кухарки Матрены, в картине "Женитьба Бальзаминова" (1964). В этом фильме еще раз проявилась гениальная способность актрисы к перевоплощению.
Но болезнь прогрессировала. "Постепенно, актриса стала осознавать, что то, к чему она стремилась - недостижимо, а для её близких, по её убеждению, она стала лишь обузой. 25 апреля 1970 года, Екатерина Савинова бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска, "как героиня романа Толстого "Анна Каренина", чей монолог она читала на вступительных экзаменах во ВГИК". У актрисы остался сын Андрей Ташков. Сейчас он известный актер и кинокомпозитор.
Недолгой оказалась жизнь этой прекрасной и очень талантливой актрисы. "Она ушла недолюбив, недожив, не сыграв своих лучших ролей". Мы можем только представить, сколько радости она могла бы подарить нам, своим зрителям. Вспоминая об актрисе, многие киноведы говорят, что "свою лучшую роль она так и не сыграла. Просто не было такого сценария. Она успела раскрыть свои таланты только отчасти, приоткрыв зрителям лишь краешек своей души". Но и за этот бесценный дар, Екатерину Федоровну Савинову - Заслуженную артистку РСФСР, помнят только потому, что никогда не забывали.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, оставляйте Ваши комментарии, а также не забывайте подписываться на мой канал.