Найти в Дзене
ЧВ

Почему молодые не хотят работать в школе?

Оглавление

По словам Ольги Васильевой, нынешнего министра образования, около половины выпускников педагогических учебных заведений высшего образования не идут работать в школы. В целом в стране наблюдается увеличение среднего возраста учителей (19 из 40 преподавателей – пенсионеры, а средний возраст сегодняшнего российского учителя составляет 52 года). Половина школьных педагогов заявляет о нехватке учителей-предметников, а министерство просвещения прогнозирует обострение дефицита кадров работников образования в школах в ближайшие 5-7 лет. Пугающая перспектива, не так ли? И это только официальная статистика. Почему же молодёжь не хочет идти работать в школу? Отвечает выпускник педвуза, не работающий по специальности, он же автор.

Любой труд должен достойно оплачиваться

«Это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну вот»
Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ
Сравнение процентов от ВВП, выделяемых различными странами на образование. Первая цифра - траты на образование в целом, вторая - на высшее образование. Изображение: "ЭкспертOnline"
Сравнение процентов от ВВП, выделяемых различными странами на образование. Первая цифра - траты на образование в целом, вторая - на высшее образование. Изображение: "ЭкспертOnline"

Да, это традиционная лебединая песня врачей, учителей и других бюджетников о том, что работы много, платят мало, на которую многие уже смотрят, как на ленивое нытьё. Некоторые даже, вторя нашему замечательному премьер-министру, говорят: «Вы же знали, куда шли. Вы же учителя, а всё о деньгах твердите».

Я не буду сравнивать зарплату учителей из России и других развитых стран (об этом читайте здесь: раз, два). Я не буду разводить бесконечную тираду о том, что майские указы президента, согласно которым зарплата учителей должна быть приравнена к средней по региону, не выполняются (раз, два, три, четыре). Я хочу поговорить о другом, а конкретно, о загруженности российских учителей. Официальная трудовая неделя учителей из России больше, чем у коллег из зарубежья на 5 часов. Приблизительно она равняется 43-46 часам, из которых на ведение уроков в среднем уделяется 24 часа (так называемая «ставка», запомните это слово). Хотя мне известны и случаи, когда ставка молодого специалиста доходит до 30 часов. Но это без учёта времени, затраченного на подготовку к урокам (что очень важно для молодых учителей, только нарабатывающих методическую базу), проверку домашних и контрольных работ, заполнению бесконечных отчётов (на них уходит до трети затраченного времени). А ещё учителю могут дать (чуть ли не насильно) классное руководство, а это: посещение профилактических бесед, взаимодействие с учителями, и много всякой бесполезной порчи бумаги. А ещё есть родительские собрания, внеурочная деятельность, дежурства на ёлках (это может показаться смешным, но на самом деле им не является) и многое, многое другое.

Из чего состоит реальная нагрузка учителя? Изображение: "Комсомольская правда"
Из чего состоит реальная нагрузка учителя? Изображение: "Комсомольская правда"

Даже озвученная здесь цифра в 60 часов (а это 2,5 суток) реальной рабочей недели учителя мне кажется довольно оптимистичной. Ведь для таких информационно-насыщенных предметов, как, например, история, на подготовку надо тратить ещё больше времени. В итоге мы получаем молодого учителя, у которого нет времени на личные потребности в будни, у которого нет выходных, и который отдыхает только ночью (и то не всегда), а получает плату в основном только за ставку (те самые 24 часа). Захочется ли молодому человеку работать сутками, а получать как за неполную рабочую неделю (всё-таки учительские зарплаты всё ещё далеки от средних) на «нормальной работе»? Нет, конечно. Не удивительно, что всего лишь 10 % студентов собираются по окончании вуза работать в школе.

Учитель - это звучит гордо (на самом деле, нет)

Изображение: rosbalt.ru
Изображение: rosbalt.ru

Экономика рынка установила совершенно иные показатели успешности в сознании молодых людей: это достойная оплата труда, возможность совмещать работу и отдых, перспектива карьерного роста. Допустим молодого специалиста, видящего своё призвание в обучении детей, не смущает низкая зарплата и отсутствие возможности поднимать по карьерной лестнице (не будем кривить душой, большинство учителей и через 20 лет будут работать учителями). С чем он столкнётся? А столкнётся он с хамским отношением со всех сторон: от родителей, от начальства и от детей. Давайте по пунктам.

Ни один человек не сочтёт нормальной необходимость, например, в нерабочее время прийти на работу или обсуждать какие-то детали профессиональной деятельности вместо того, чтобы вечерком посмотреть сериал. А вот с учителем встречаться в нерабочее время можно. Писать и звонить ему после 10 вечера (!) тоже можно. Требовать от учителя что-то можно и нужно, и вообще он неправильно МОЕГО ребёнка воспитывает. Обязательно при этом угрожать учителю судом и письмами в высокие инстанции (что, ой как, не понравится начальству). Нужно ли здесь говорить про набившую оскомину тему: «Мой ребёнок не такой, он не мог такого сделать, это всё учителя/другие дети виноваты». Мне даже рассказывали, как одна родительница обвиняла учителя в заговоре с другими родителями против её ребёнка. Разве объяснишь такой мамаше, что родители далеко не всё знают про собственных чад, и что как раз поэтому воспитание ребёнка должно идти из семьи.

Не отстаёт от родителей и школьное начальство. Внезапно спустить какую-то отчётность, завалив учителя бумагами (печатать, кстати, всё приходится самому), или отправить его на какую-то «обязаловку» считается в порядке вещей. Загрузка малооплачиваемой «внеурочкой» и классным руководством, дежурства в коридорах и на детских ледяных городках в новогодние праздники (хочется спросить, а зачем тогда нужна полиция?), необходимость заниматься совершенно не относящимися к профессии делами (например, организацией детского питания), давление, постоянная боязнь увольнения и в целом некорректное поведение начальства – реальность, с которой учителю приходится как-то жить. А мы при этом ещё даже не коснулись щекотливой темы недоплат, «занижения» премий и в целом финансовой незащищённости учителя. Педагогам очень часто не доплачивают, и определённо можно говорить, что в некоторых школах «пилят» в том числе и учительскую зарплату.

Зарплаты учителя не хватает, чтобы купить IPhone. Изображение: "Мел"
Зарплаты учителя не хватает, чтобы купить IPhone. Изображение: "Мел"
В распоряжении директоров оказалось законное основание творить любой произвол через издание локальных (то есть, внутришкольных) актов. Так, скажем, приказом по школе закреплено право директора одному учителю платить за урок 300 руб., а другому — 2,4 тыс. руб. И ничего сделать нельзя: в локальный акт можно вписать что угодно, и формально закон не будет нарушен. По некоторым расчетам, таким образом директор экономит до 10 млн руб. в год. Куда именно идут средства, догадаться несложно. Да, зарплата директора не может превышать учительскую больше чем в 5 раз — а вот размеры стимулирующих доплат не оговорены. И руководство многих школ щедро платит себе надбавки.
Учитель школы для инвалидов Ирина Канторович в интервью «МК»

Как ни странно, судя из моего опыта прохождения практик в школе, именно от детей современному учителю «достаётся» меньше всего. Конечно, отдельные прецеденты были, но в целом нынешние дети показались мне довольно покладистыми, обучаемыми и пытливыми при условии, если к ним приложить достаточно усилий. Но это мой опыт. В реальности в СМИ очень часто говорят и пишут о неадекватном поведении учителей (чем ставят их фактически в позицию перманентно виноватых, всех из-за единиц), а вот о том, что педагога ученики могут и послать и устраивать различные издёвки, говорят сильно реже. На мой взгляд, такое отношение детей может идти из семьи: если родители не уважают труд учителя, то и ребёнок этого делать не будет.

Резюмируя сказанное в этом разделе, можно сказать, что созданные нынче условия преподавания и взаимодействия учителя с окружающими не только не дают ему возможности стать этаким авторитарным диктатором в своём классе, но и наоборот низводят его до положения бесправной обслуги, не давая даже возможности качественно исполнять хотя бы собственные обязанности, а попытки повысить его статус в некоторых моментах просто смешны.

Итог: зачем вообще работать учителем?

Изображение: deseretnews.com
Изображение: deseretnews.com

Что мы получаем в итоге? А в итоге мы получаем учителя, вечно уставшего, бесправного, находящегося в постоянном стрессе, не имеющего ни сил, ни времени на качественное преподавание, получающего зарплату сравнимую с зарплатой кассира из «Пятёрочки». И это при этом, что в основном тексте не нашлось места многим другим проблемам. Например, вторжению школы в личную жизнь учителей (вот, например, нашумевшая история, когда учительницу "попросили" за фото в купальнике в соцсети). Не сказал я и о том, что в первые годы работы зарплата учителя очень низка, потому что он ещё не успел получить квалификационную степень. Или о том, что во многих школьных коллективах отношения между самими учителями далеки от нормального взаимодействия. Или о невозможности реализации творческого потенциала педагогической профессии в нынешней ситуации. Продолжать можно было бы бесконечно.

О тяжёлых условиях учительского труда свидетельствует и статистика: 33 % учителей увольняются в первые три года работы, а больше пяти лет в школе прорабатывает только 54 % молодых педагогов. 1/5 часть работающих в школе преподавателей подумывает об увольнении, а четверть вынуждена работать по совместительству.

В таких условиях не только неудивительно, что молодые люди не торопятся стать учителями, но и возникает вопрос, почему старые преподаватели не уходят? Дело в том, что учителя (особенно проработавшие в школе немало лет) небезосновательно бояться не найти себя в иных сферах деятельности и лишиться тех немногих социальных гарантий, что всё же у них есть.

-8

Я не идеализирую российских учителей; среди них немало некомпетентных, ленивых и даже неадекватных людей, в том числе и среди молодых специалистов, уже занявших место у школьной доски или только готовящихся сделать это в перспективе. Многие из них не понимают профессию, не знакомы с педагогической этикой и возрастной психологией, плохо знают предмет и в целом не хотят и не умеют учить. Но, быть может, именно создание условий, в которых учитель не чувствовал бы себя загнанным животным, привлекло бы в школы молодых, амбициозных, творческих, эрудированных молодых людей, с горящими глазами готовых двигать вперёд российскую школу. Тех самых, которым наш премьер посоветовал идти в бизнес…

Делитесь своими мнениями об этом вопросе в комментариях, ставьте "лайк", если согласны с моим мнением и подписывайтесь, если хотите больше таких статей.