Комедию «Моя морячка» режиссёр Анатоий Эйрамджан снял в 90-е, в самое трудное для страны и кинематографа время. Его комедии, простые и потому близкие зрителям, были простыми и добрыми. О вечных темах взаимоотношений мужчины и женщины, и вечных поисках счастья. И потому зрители полюбили его комедии «Куда он денется» (1981), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Где находится нофелет» (1987) и др.
Несмотря на общий кризис 90-х, когда хорошего кино было крайне мало и, в основном, снималась всякая «чернуха», которая лавиной обрушивалась на зрителя, добрая комедия «Моя морячка» (1990) была, как глоток свежего воздуха. Простая незатейливая история о режиссёре одного из московских театров, прилетевшего на отдых в Крым, и встретившего там актрису, которую безуспешно искал для своего спектакля. Правда до этого она работала простым массовиком-затейником и развлекала народ в парках, а он выдавал себя за отдыхающего «сухопутного моряка» из Мурманска и весь фильм пел песню «Моя морячка», чтобы получить главный приз конкурса «Где вы, таланты?»...
При создании фильма, Анатолий Эйрамджан, сделал ставку на известных и любимых артистов, поэтому сценарий своей комедии «Моя морячка» он писал специально для Людмилы Гурченко и Михаила Державина. На роль аккомпанеатора-аккордеонистки Татьяны Петровны режиссёр хотел пригласить Нонну Мордюкову. Но Нонна в то время переживала потерю сына, а также по другим причинам снятся не смогла. Тогда на её роль он пригласил замечательную характерную и комедийную актрису Татьяну Васильеву, с которой работал на картине «Самая обаятельная...», а её муж — Георгий Мартиросян сыграл бывшего сокурсника Людмилы Пашковой Игоря Суздалева (на момент съёмок Васильева и Мартиросян ещё были женаты).
Эйрамджан умел работать с актёрами. Даже эпизод, так мастерски сыгранный Любовью Полищук, любимейшей актрисой режиссёра, уже сам по себе отдельный гротескный эстрадный номер. Её ламбада просто незабываема!
А вот Романа Рязанцева, который сыграл сына Пашковой, нашла второй режиссёр Нонна Агаджанова. В детстве этот белокурый паренёк замечательно солировал на сцене Кремлёвского дворца. Этот участник хора Гостелерадио СССР пел детские советские песни и мечтал стать артистом. Мутация голоса в 13 лет заставила артистичного белокурого паренька оставить хор. Но судьба улыбнулась ему снова в 17 лет, когда Роминой маме и позвонила Нонна Агаджанова и пригласила на кинопробы. Из множества претендентов Эйрамджан отобрал десятерых.
– Кто умеет танцевать степ? – спросил режиссёр. На что Рязанцев брякнул: «Я». Хотя впервые слышал про этот танец. – Танцуйте, молодой человек, – велел Эйрамджан. И Роману ничего не оставалось, как начать лихо топотать ногами. За свою находчивость он был утверждён на роль, а танцевать его потом научил опытный педагог.
Для Людмилы Гурченко эта картина стала дебютом, где она выступила в качестве композитора. Всю музыку к фильму написала Гурченко, более того, все её песни превратили в отдельные музыкальные номера, которые назвали «Сны Веры Павловны...», как в романе Чернышевского «Что делать»? К тому же они помогли решить проблему недохронометража. Людмила тщательно готовилась к каждой сцене, к каждому музыкальному номеру.
Экономить приходилось на всём, и особенно экономили плёнку. И поэтому Эйрамджан попросил Гурченко произнести свой десятиминутный монолог одним куском, и надо сказать, что она блестяще справилась с задачей, и ни разу не запнулась и не забыла текст. Свой вариант сценария Людмила Гурченко помечала карандашом и всё смотрела на часы, сверяя всё по секундам. Для неё не было неважных ролей, к каждой роли Людмила Марковна относилась очень серьёзно, так рассказывал о ней Анатолий Эйрамджан.
Михаил Державин на съёмки приехал с женой Роксаной Бабаян, которая а комедии сыграла эпизодическую роль. Свою жену Михаил Михайлович называл Рокси. Роксана Рубеновна была под стать своему мужу. Она оказалась не только хорошим человеком, но и изумительной хозяйкой. Рокси сама ходила на базар, а потом готовила вкуснейшую армянскую еду на всю киногруппу.
Фильм сняли за рекордно короткий срок — 10 дней. Съёмки проходили в Коктебеле летом 1990 года. Днём проходили съёмки, а вечером устраивали посиделки, перерастающие в застолья. Погода была прекрасная, и всё напоминало отдых. Однако расслабленная обстановка вовсе не мешала съёмкам, к которым все относились очень серьёзно. Да этого всегда требовал Эйрамджан. Поэтому его фильмы смотрятся так легко, снимать комедию — это серьёзная работа.
В массовке снимались отдыхающие, и снимались охотно. Второй режиссёр Нонна Агаджанова выходила с мегафоном на пляжи и говорила: «Ребята, снимается кино в Коктебеле! У нас снимается Гурченко, у нас снимаются Таня Васильева и замечательный Михаил Михайлович Державин! Приходите!» И так она быстро набирала полный зал, который дружно подпевал Михаилу Державину: «И когда на море качка...». Также охотно родители приводили на съёмки детей.
Фильм вышел на экраны в 1990 году. Внимательные зрители недоумевали, почему на футболке Михаила Державина было написано «Барселона-92». За два года до Олимпиады эти майки выпустили ограниченной серией, и купить их можно было только в Испании, в Каталонии. Эта футболка принадлежала Нонне Агаджановой: «Эту маечку мне подарил замечательный, царство ему небесное, режиссёр и оператор Наум Михайлович Ардашников. Привёз из Барселоны. Я была счастлива! Я, конечно, взяла её с собой в Коктебель. Вдруг её увидел Державин: "Нонна, я тебя умоляю, можно я снимусь в этой маечке?" А я при этом весила 52 кг. Майку было очень жалко, но разве было можно отказать Державину? ».
Критики постоянно ругали картины Эйрамджана, в кинематографической прессе о нём практически не писали ни одного доброго слова. Названия его картин многих критиков шокировало: «Бабник», «Ипотент»... Но Эйрамджан не снимал ни порнухи, ни даже скандальных эротических сцен. Он отображал жизнь такой, какой она была, да, мы так жили в то время. И ничего крамольного. Даже многие актёры, с которыми он работал, предали его и вылили ушаты грязи, мол бес попутал: сниматься не хотел, деньги были нужны. Имён называть не буду, дабы не смущать читателя, об этом написано в прессе.
По сравнению с тем, что показывают сегодня молодому поколению, картины Эйрамджана типа «Бабник» - это детский сад в песочнице. Комедии Анатолия Эйрамджана, в том числе и «Моя морячка», полюбилась зрителями. «Моя морячка» - простая, добрая и понятная комедия, несмотря ни на какую критику. Без притязаний на какую-то исключительность, какое-то «неформатное» кино с огромным бюджетом, снимаемое незнамо для кого, и которому поют дифирамбы, комедия «Моя морячка» является в этом случае поистине народным фильмом.
Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!