Престижная кинопремия "Оскар" известна каждому. Ее получают достойные люди, относящиеся к кинематографу. Существует множество номинаций: лучший фильм, актер, режиссер, сценарий, лучшая музыка, женская роль, режиссура и т. д. Награждение проводит Американская академия кинематографических искусств и наук. Но не многие россияне знают о первом советском Оскаре, который был присужден кинохронике
"Разгром немецких войск под Москвой".
Это случилось в 1942 году. Кинокартина получила приз как "Лучший документальный фильм", а ее режиссерами являлись Илья Копалин и Леонид Варламов. К слову, в американских постерах произведение до сих пор называется
"Москва наносит ответный удар".
Фильм снимали в разгар Второй мировой войны по приказу самого Сталина. Тогда битва под Москвой была решающим боем. Неизвестно, что бы произошло, если бы советские солдаты не смогли дать отпор оккупантам. Именно это генсек и хотел передать в документальном фильме, а также была идея передать героизм советских граждан в бою. По сравнению с другими кинохрониками "Разгром..." шел достаточно продолжительное время - 66 минут.
В те времена "Оскар" не был столь популярен, да и сама премия вручалась лишь в 15-ый раз. Также из-за продолжавшейся войны интерес СССР к награде была минимизирована. Известные американские статуэтки обычно выполнялись из бронзы, которые потом покрывались позолотой. Когда американская армия вступила в войну, бронза нужна была в военных целях, поэтому статуэтки делали из гипса и красили в золотой цвет.
Возможно, заслуженные статуэтки так и остались бы в Америке, если бы не кинодокументалист Владислав Микоша. Благодаря своей работе, Микоша оказался в американском правительстве, где и увидел 2 статуэтки, предназначенные для советских режиссеров. Не долго думая, Микоша положил их в чемодан с аппаратурой и увез в СССР. Получив американские награды, советский министр культуры собирался их продать, но оказалось, что они гипсовые. С тех пор до нас дошла лишь одна статуэтка, куда подевалась вторая - неизвестно. Лишь в 90-ые годы "Оскар" продали Музею кино, в котором он и находится по настоящий момент.
После войны Американской академией было решено создать ценные дубликаты "Оскаров" тем, у кого были гипсовые. С усилением послевоенной Холодной войны между СССР и США советские режиссеры так и не получили достойные награды за снятый документальный фильм о решающей битве под Москвой.