В первой части мы рассказали, почему требовалось сократить 50-100-летний разрыв с Западом за 10 лет.
Ответственность за это легла на молодых конструкторов, у немногих из которых был опыт создания истребителей.
У конструкторского бюро Александра Яковлева его не было.
С 1934 года — начала работы — оно спроектировало много удачных учебных самолётов и лёгких пассажирских машин. Но боевых самолётов среди них не было до конца 1930-х годов.
«Вотчиной» Александра Яковлева считались лёгкие многоцелевые «авиетки» и гоночные самолёты, выпускавшиеся под маркой АИР.
Однако в 1939 году он построил и представил перспективный скоростной бомбардировщик ББ‑22. На первомайском параде ББ-22 впечатлил руководство и лично Сталина настолько, что КБ Яковлева поручили не только запустить бомбардировщик в серию, но и заняться разработкой нового истребителя.
Ещё до 1939 года Яковлев делал наброски истребителей, представив военным два проектных варианта. Но именно ББ-22 и вдохновил конструкторов на разработку будущего Як-1.
По воспоминанию одного из ведущих конструкторов ОКБ Е.Г.Адлера, впервые такую идею высказал весной 1939 года Леон Шехтер, начальник бригады общих видов.
Показывая на одну из мотогондол ББ-22, Шехтер говорил Яковлеву:
Взять бы эту гондолу вместе с мотором, в том месте, где тут убирается шасси, посадить летчика, пристроить крылышки и хвост – вот вам и готовый истребитель. Да еще просунуть через вал винта ствол пушки. Вполне современно…
…Близорукий Шехтер, едва не касаясь носом бумаги, проворно набросал эскизный проект одноместного пушечного истребителя с мотором ВК-105П.
Этот полушутливый разговор стал судьбоносным для Як-1
7 месяцев на создание истребителя: как сконструировали ЯК-1
9 мая 1939 года в Москве состоялось большое совещание работников авиационной промышленности, на котором были определены общие направления опытных работ по созданию новых образцов авиационной техники. В день проведения совещания опытный завод КБ Яковлева № 115 приступил к реализации заказа № 131 на проектирование и постройку самолета № 26.
При этом полёт конструкторской мысли сдерживало требование максимально сократить использование в конструкции алюминия. Кроме того, перспективный двигатель М-106 ещё не был готов.
К октябрю 1939 эскизный проект и макет закончили, утвердили в НИИ ВВС, закончились продувки модели в ЦАГИ. 1 октября 1939 года началась постройка опытного И-26-1.
Постройку первого прототипа закончили 20 декабря 1939 года, но полностью готова машина была только к 27 декабря, так как ОКБ провело усиление носков крыла, прочность которого при статических испытаниях оказалась ниже расчетной.
30 декабря И-26-1 перевезли на Центральный аэродром Москвы.
В следующей части вы узнаете о первых испытаниях, которые прошли неудачно, и поспешной доработки модели в условиях надвигающейся войны.