Найти тему
Записки Дюка

О Бернарде Корнуэлле и его книгах.

Бернард Корнуэлл. Из свободных источников.
Бернард Корнуэлл. Из свободных источников.

Он родился в Лондоне 23 февраля 1944 Его отец был канадским летчиком, а мать служила во вспомогательных частях ВВС. После смерти родителей его усыновила семья из Эссекса, принадлежавшая религиозной секте "Особые люди". Он вырвался оттуда, и поступил в Лондонский университет, после его окончания работал некоторое время учителем, затем поступил на работу в Би-Би-Си, где проработал следующие 10 лет, начав в качестве репортера, а закончив руководителем бюро новостей Би-Би-Си в Северной Ирландии. Бернард Корнуэлл о себе и начале своей творческой деятельности:

«Боюсь, что возникновение книг о Шарпе было делом невероятно случайным. Еще подростком я прочитал все книги о Хорнблоуэре, и хотел читать еще, но больше не было, поэтому я начал читать историческую литературу, и наткнулся на рассказ о действиях армии Веллингтона на Полуострове. Я потратил годы, ища в книжных магазинах книги про "сухопутного" Хорнблоуэра, ничего не нашел, и решил, что будет интересно написать что-то такое самому. Возможно, я никогда не начал бы писать, если бы не влюбился (с первого взгляда, на самом деле), в американку, которая в то время приехала из Эдинбурга.»

Корнуэлл - автор целого ряда серий историко-приключенческих книг, среди которых, конечно же, центральное место занимает сага о стрелке Шарпе, но нельзя, говоря о творчестве Корнуэлла, упускать и другие его серии, лучшей из которых, пожалуй, являются "Саксонские хроники". Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/author/151367-bernard-kornuell

Не могу не согласиться с автором: «Саксонские хроники» - великолепная серия! Хотя сам Корнуэлл назвал своим любимым произведением трилогию о короле Артуре: «Король зимы», «Враг Божий» и «Экскалибур». Повествование ведется от лица язычника Дерфеля, который принял христианство и даже стал монахом. В тайне от настоятеля монастыря, которого он ненавидит, Дерфель пишет историю короля Артура. Дерфель:

«Пишу на языке саксов, потому что я сакс и еще потому, что епископ Сэнсам, святой и глава нашей маленькой общины в Динневраке, в жизни не позволил бы мне писать об Артуре. Сэнсам ненавидит Артура, порочит его память и зовет его предателем. Мы с Игрейной сказали святому, будто я перевожу Евангелия Господа нашего Иисуса на саксонский, а поскольку Сэнсам по-саксонски не говорит, а читать не умеет вообще ни на каком языке, благодаря нашему обману, записки пока в безопасности». (Экскалибур: роман / Бернард Корнуэлл; пер. с англ. С. Лихачевой. – СПб, 2018, с. 16)

Артур – бритт, как называли кельтов в Британии. Противостоял нашествию саксов. Которых бритты сами и призвали на свой остров. Основным источником по истории Англии V века является книга христианского историка Гильды «О погибели Британии», написанная около 550 года. Излишняя морализация изложения (люди обязательно понесут наказание за грехи) ставит под сомнение подлинность книги. Она повествует о событиях столетней давности, когда на земли бриттов хлынули с севера скотты и пикты. Вождь бриттов Вортигерн обратился за помощью к римскому полководцу Аэцию, но у того хватало забот с гуннами и готами, в связи с чем Вортигерну пришлось искать других помощников. Он обратился к германским племенам ютов, англов и саксов, населявших современные Данию и северную Германию. Согласно легенде, Вортигерн призвал вождей ютов братьев Хенгиста и Хорсу, и те высадились в Кента не то в 456 году, не то в 449, как утверждает Беда Достопочтенный. Разумеется, юты не собирались защищать бриттов, им нужна была земля и добыча. Вслед за ютами в 477 году пришли саксы, заняв южное побережье Британии; свое южное королевство они назвали Суссекс. Другие саксы высадились западнее и основали королевство западных саксов – Уэссекс, а к северу от Кента возникло королевство восточных саксов – Эссекс.

Около 540 года англы основали несколько своих королевств к северу от Темзы, эти королевства объединились в Восточную Англию. К западу от нее появилась Мерсия, чье название происходит от слова «марка» - пограничная земля. Юты были самым слабым из трех племен, к 600-му году их могущество завершилось. Англы и саксы были близки по языку и обычаям, они слились в единый народ англосаксов. Им-то и противостоит легендарный король Артур, который одержал двенадцать побед над саксами, последней из которых стала битва у Бадонской горы, согласно Гильде, она произошла около 500-го года.

Корнуэлл изучил массу первоисточников, имея в своем распоряжении целую команду помощников, которые находили нужные ему документы в архивах. Но всё же он пишет не историю Британии времен короля Артура, а исторический роман, в котором правда переплетается с вымыслом. При этом автор сам охотно поясняет, что является в романе правдой, а что – плодом его воображения. В изображении Корнуэлла Артур – герой, настоящий рыцарь без страха и упрека, хотя наличие пресловутого круглого стола автор отрицает. Вопреки традиции, сестра Артура Моргана (фея или ведьма) отнюдь не злодейка. А вот Ланселот оказывается редкостным мерзавцем, соблазнившим жену Артура Гвиневеру. Артур жену так и не простил…

И всё же мне больше нравятся «Саксонские хроники». «Несущий огонь» - десятый роман серии, последний из переведенных на сегодняшний день. Опять ж повествование ведется от первого лица. Главный герой Утред Беббанбургский, а сюжет строится вокруг датского завоевания Англии. Точнее, тогда еще не было Англии, был остатки гептархии.

Гептархия (дословно — семицарствие, от греч. ἑπτά — семь и ἀρχή — власть, царство, англ. Heptarchy) — период в древней истории Англии, начавшийся около 500 года с образования нескольких англосаксонских государств на юге Британских островов и закончившийся в 850 году установлением «датского права».

В ходе противостояния англичан датскому завоеванию, собственно, и сложилась единая Англия, какой мы видим ее сегодня. И Утред играет в этом далеко не последнюю роль. Персонаж всецело вымышленный, он родился саксом в Беббанбурге, стал свидетелем гибели отца в битве с
данами, попал к данам в плен, но был воспитан ярлом Рагнаром, как сын. И всю жизнь он разрывался между саксами и данами. Язычник до мозга костей, он презирал тех, кто поклоняется «пригвожденному Богу», но верой и правдой служил королям Уэссекса, помогая им изгнать (истребить) данов и объединить страну. Родной дядя отнял у Утреда его замок Беббанбург, практически неприступную крепость на берегу Северного моря, и большую часть повествования Утред мечтает вернуть свой дом. Но при этом то и дело отвлекается на решение государственных проблем.

У Корнуэлла блестяще получился образ человека противоречивого, но в то же время цельного. Исследователи особо отмечают яркие описания у Корнуэлла батальных сцен. Автор рисует их так, что это видишь. Как в кино.

Еще одна трилогия Корнуэлла посвящена Столетней войне (1337 – 1453): «Арлекин», «Скиталец», «Еретик». Главный герой – английский лучник Питер из Хоутона, лучник от Бога. Его происхождение в тумане, он плохо знает, кем был его отец до того, как стал священником. Его жизнь полна приключений, как в Англии, так и во Франции, в романах присутствует мистика, любовь и многое другое. Отдельное место занимает роман «Азенкур», повествующий о последней крупной битве Столетней войны, состоявшейся между англичанами и французами 25 октября 1415 года в Северной Франции. В этой книге талант писателя-баталиста проявился в полной мере. Хотя, в романе есть не только кровь и смерть. Мне нечего сказать о серии романов Корнуэлла про королевского стрелка Шарпа. Не читал и не жажду. На нашем телевидении запускали сериал по мотивам этих произведений, но он с треском провалился. А мне просто не интересна тема. Если кто интересуется средневековой историей Англии и Франции, очень рекомендую Бернарда Корнуэлла. Сейчас ему 75 лет. Не так уж много. И пусть языческие боги, которых славят его герои, дадут мистеру Корнуэллу еще многих лет и много хороших книг!