Найти тему
Романтика окраин

Мини-поездка Ивангород-Нарва-Кингисепп. Часть 1-я.

Продолжая логическую цепочку своего путешествия, после Выборга, описанного в недавнем посте, хочу теперь рассказать вам о предпринятом на следующий день после этого мини-путешествии в города Ивангород, Нарву и Кингисепп (в прошлом Ямбург).

Как раз накануне этого путешествия я словил какую-то неприятную инфекцию, ввиду чего рано утром 7-го августа на автобус я проснулся с температурой, кашлем, болью в горле и забитым наглухо носом. Но что делать? Билеты куплены, планы построены. А отказываться от своих планов и сдаваться на милость вирусам и бактериям (да и вообще сдаваться) я не привык. Поэтому - волю в кулак и в путь.

Погода в Питере была солнечной, тёплой, но уже по пути к Ивангороду начался сильнейший ливень. И я, надо сказать, был не в самом лучшем расположении духа, глядя за окно автобуса. Но мне повезло, как только я вышел из автобуса в Ивангороде дождь словно бы кто-то выключил рубильником. И сухо было все мои блуждания чрез границу, по Нарве, затем обратно, в Ивангородской крепости... И полил он вновь лишь, когда такси уже мчало меня из Ивангорода в Кингисепп. А когда я прибыл туда, кто-то вновь как-будто повернул рубильник и дождь кончился. За что хочется сказать огромное спасибо небесной канцелярии. С температурой ещё и промокнуть до нитки было бы совсем не в тему.

Фотографий из этой поездки получилось немало, поэтому я решил разбить пост на две части. Сегодня вашему вниманию - первая.

1. Приехав в Ивангород, я решил, что начать лучше всё же с Нарвы, поэтому от автостанции я пошёл в сторону в границы. Справа - особняк купца второй гильдии Филиппа Яковлевича Пантелеева. Уникальность которого заключается в том, что это одно из немногих городских зданий, сохранившихся после Великой Отечественной войны. 
Находясь на Горке, Пантелеевский особняк оформляет собой торжественный въезд в город и страну. 

Мимо него ни пройти, ни проехать просто невозможно. С крыльца старинного особняка открывается замечательный вид на две крепости, разделенные водами бурной Наровы (Нарвы). Сейчас здесь расположен художественный музей, основу собрания которого составляет коллекция замечательного русского художника Ивана Яковлевича Билибина.

Слева в кадре очередь фур в Эстонию.
1. Приехав в Ивангород, я решил, что начать лучше всё же с Нарвы, поэтому от автостанции я пошёл в сторону в границы. Справа - особняк купца второй гильдии Филиппа Яковлевича Пантелеева. Уникальность которого заключается в том, что это одно из немногих городских зданий, сохранившихся после Великой Отечественной войны. Находясь на Горке, Пантелеевский особняк оформляет собой торжественный въезд в город и страну. Мимо него ни пройти, ни проехать просто невозможно. С крыльца старинного особняка открывается замечательный вид на две крепости, разделенные водами бурной Наровы (Нарвы). Сейчас здесь расположен художественный музей, основу собрания которого составляет коллекция замечательного русского художника Ивана Яковлевича Билибина. Слева в кадре очередь фур в Эстонию.
2. Две цитадели. Вид из России.
2. Две цитадели. Вид из России.
3. Пока что прощаемся с Россией и Ленинградской областью и пешочком идём и пересекаем российский пограничный контроль, затем мост Дружбы, а за ним и эстонский погранконтроль. Там я по понятным причинам не снимал.
3. Пока что прощаемся с Россией и Ленинградской областью и пешочком идём и пересекаем российский пограничный контроль, затем мост Дружбы, а за ним и эстонский погранконтроль. Там я по понятным причинам не снимал.
4. И вот мы уже в Евросоюзе, а именно в Нарве - самом русскоязычном и этнически русском городе Эстонии. По сути, до крушения Союза Ивангород с Нарвой представляли собой практически один город. При Российской империи, затем в составе первой Эстонской республики (Ивангород большевики тоже ей отдали тогда), потом в составе сначала ЭССР, т.е. уже пусть формально разных республиках, но едином Союзе. Теперь это не только разные города, но и разные страны, интеграционные объединения и т.д. В общем, довольно занятно. Я вообще люблю всякие пограничные страсти и казусы.
4. И вот мы уже в Евросоюзе, а именно в Нарве - самом русскоязычном и этнически русском городе Эстонии. По сути, до крушения Союза Ивангород с Нарвой представляли собой практически один город. При Российской империи, затем в составе первой Эстонской республики (Ивангород большевики тоже ей отдали тогда), потом в составе сначала ЭССР, т.е. уже пусть формально разных республиках, но едином Союзе. Теперь это не только разные города, но и разные страны, интеграционные объединения и т.д. В общем, довольно занятно. Я вообще люблю всякие пограничные страсти и казусы.
5. Здесь же, прямо у пункта пропуска со стороны Нарвы находится мемориальная доска в честь освобождения Нарвы от нацистской оккупации с указанием воинских частей, получивших название "Нарвских".
5. Здесь же, прямо у пункта пропуска со стороны Нарвы находится мемориальная доска в честь освобождения Нарвы от нацистской оккупации с указанием воинских частей, получивших название "Нарвских".
6. Петровская площадь - центральная в Нарве. С южной стороны на нее выходят фасады зданий мэрии и горсобрания, с северной расположены гранитные трибуны, а также стены бастиона XVII века «Виктория». Название площадь получила в честь русского императора Петра Первого, в XIX веке на ней располагался посвященный ему памятник, позже снесенный. В советские времена за трибунами возвышался памятник Ленину, который в 90-е годы был демонтирован. Я вам потом его покажу :)
6. Петровская площадь - центральная в Нарве. С южной стороны на нее выходят фасады зданий мэрии и горсобрания, с северной расположены гранитные трибуны, а также стены бастиона XVII века «Виктория». Название площадь получила в честь русского императора Петра Первого, в XIX веке на ней располагался посвященный ему памятник, позже снесенный. В советские времена за трибунами возвышался памятник Ленину, который в 90-е годы был демонтирован. Я вам потом его покажу :)
7. Какая-то старая застройка. Раньше это был ресторан, теперь там обмен валюты и ещё что-то непонятное.
7. Какая-то старая застройка. Раньше это был ресторан, теперь там обмен валюты и ещё что-то непонятное.
8. Чуть отойдёшь и как-то совершенно забываешь, что это Евросоюз и самая вроде бы как процветающая из прибалтийских республик, а также третий по величине её город. Довольно много разрухи.
8. Чуть отойдёшь и как-то совершенно забываешь, что это Евросоюз и самая вроде бы как процветающая из прибалтийских республик, а также третий по величине её город. Довольно много разрухи.
9. Хотя, аккуратные уменьшенные дорожные знаки напоминают, где мы. У нас пока, кажется, только в Москве стали кое-где такие вешать.
9. Хотя, аккуратные уменьшенные дорожные знаки напоминают, где мы. У нас пока, кажется, только в Москве стали кое-где такие вешать.
10. Отель «Кинг» (справа) в историческом здании XVII века и украинский ресторан «Закарпатье» (слева). Обратите внимание на пустые улицы. Будний день, самая середина дня. Людей нет. Как на мой взгляд, и во всей Прибалтике, кроме туристических центров столиц (а я её немало так объездил в своё время).
10. Отель «Кинг» (справа) в историческом здании XVII века и украинский ресторан «Закарпатье» (слева). Обратите внимание на пустые улицы. Будний день, самая середина дня. Людей нет. Как на мой взгляд, и во всей Прибалтике, кроме туристических центров столиц (а я её немало так объездил в своё время).
 11. Почти всё в городе на двух языках. Эстонской речи мало, в основном в самом центре, что и неудивительно. Русские составляют около 81% населения города, а считают русский язык родным и вовсе около 84%. Знают его при этом, пожалуй, все 100%.
11. Почти всё в городе на двух языках. Эстонской речи мало, в основном в самом центре, что и неудивительно. Русские составляют около 81% населения города, а считают русский язык родным и вовсе около 84%. Знают его при этом, пожалуй, все 100%.
12.  Обычная советская застройка Нарвы, обычный двор. Ничем не отличается от большинства других городов постсоветского пространства.
12. Обычная советская застройка Нарвы, обычный двор. Ничем не отличается от большинства других городов постсоветского пространства.
13. А вот и нарвская Ратуша. Является одним из первых построек в стиле барокко, оно представляет из себя направление раннего классицизма. Здание было спроектировано в начале второй половины XVII века. В 1665 году, руководитель строительных работ, Георг Тоффель из Любека, представил макет ратуши. Строительными руководителями выступили нарвские мастера: З. Хоффман и Й. Бишофф, а также каменотёс Х. Оракер. Строительство ратуши началось в 1668 году, первичное здание было построено к 1671 году. 

В этом же году, на шпиле башни установили флюгер в виде аиста (маляр Д. Граббен). Работы по внутренней и внешней отделке велись до 1675 года. Руководитель работ Х. Хахт закончил строительство лестницы к 1681 году и в 1686 году из Стокгольма сюда был доставлен украшенный скульптурами портал (предполагаемый автор Н. Миллич или его ученик П. Шульц). Последней была достроена художественная кованная решётка на наружной двери (мастер С. Гяст), в 1689 году к двери было приделано кольцо для стука (Хр. Краузе).

Слева торчит кусок современного здания Нарвского колледжа университета Тарту.
13. А вот и нарвская Ратуша. Является одним из первых построек в стиле барокко, оно представляет из себя направление раннего классицизма. Здание было спроектировано в начале второй половины XVII века. В 1665 году, руководитель строительных работ, Георг Тоффель из Любека, представил макет ратуши. Строительными руководителями выступили нарвские мастера: З. Хоффман и Й. Бишофф, а также каменотёс Х. Оракер. Строительство ратуши началось в 1668 году, первичное здание было построено к 1671 году. В этом же году, на шпиле башни установили флюгер в виде аиста (маляр Д. Граббен). Работы по внутренней и внешней отделке велись до 1675 года. Руководитель работ Х. Хахт закончил строительство лестницы к 1681 году и в 1686 году из Стокгольма сюда был доставлен украшенный скульптурами портал (предполагаемый автор Н. Миллич или его ученик П. Шульц). Последней была достроена художественная кованная решётка на наружной двери (мастер С. Гяст), в 1689 году к двери было приделано кольцо для стука (Хр. Краузе). Слева торчит кусок современного здания Нарвского колледжа университета Тарту.
14. Здесь я свернул на дорожку, ведущую в Тёмный сад.
14. Здесь я свернул на дорожку, ведущую в Тёмный сад.
15. Когда в 1863 году Нарва перестала быть городом-крепостью, бастионы утратили свое значение. Около реки на территории бастиона Виктория началось устройство парка, который позже был назван Темным садом из-за его близкого расположения к Темным воротам. В 1875 Темные ворота были разрушены. Разбивка сада на месте оборонительных сооружений не была оригинальной идеей, как во многих других городах Европы (например в Вюртсбурге, Вене, Аугсбурге, Майнзе, а также Таллинне и Тарту), где эта идея нашла применение.

Это старейший парк Нарвы, образец садово – парковой архитектуры конца XIX века. В его окружении имеется два памятника. Первый из них был воздвигнут в 1853 году. Этот чугунный крест посвящается памяти павших русских солдат в сражениях времён Северной войны. Второй памятник символизирует усыпальницу погибших бойцов во время Освободительной войны 1918 года.
15. Когда в 1863 году Нарва перестала быть городом-крепостью, бастионы утратили свое значение. Около реки на территории бастиона Виктория началось устройство парка, который позже был назван Темным садом из-за его близкого расположения к Темным воротам. В 1875 Темные ворота были разрушены. Разбивка сада на месте оборонительных сооружений не была оригинальной идеей, как во многих других городах Европы (например в Вюртсбурге, Вене, Аугсбурге, Майнзе, а также Таллинне и Тарту), где эта идея нашла применение. Это старейший парк Нарвы, образец садово – парковой архитектуры конца XIX века. В его окружении имеется два памятника. Первый из них был воздвигнут в 1853 году. Этот чугунный крест посвящается памяти павших русских солдат в сражениях времён Северной войны. Второй памятник символизирует усыпальницу погибших бойцов во время Освободительной войны 1918 года.
 16. Фотографу в Нарве хорошо. Людей очень мало. Правда, справедливости ради, в Ивангороде с этим тоже не то, чтобы очень густо.
16. Фотографу в Нарве хорошо. Людей очень мало. Правда, справедливости ради, в Ивангороде с этим тоже не то, чтобы очень густо.
17.
17.
18. Из Тёмного сада открывается неплохой вид на Ивангородскую крепость и Нарвский замок, а также пограничный мост Дружбы над рекой Наровой (Нарвой). Возведён в 1957—1960 гг. из монолитного железобетона.
18. Из Тёмного сада открывается неплохой вид на Ивангородскую крепость и Нарвский замок, а также пограничный мост Дружбы над рекой Наровой (Нарвой). Возведён в 1957—1960 гг. из монолитного железобетона.
19. Слева - бастион "Виктория" - самый мощный бастион города Нарва, расположенный на берегу одноимённой реки. Высота наружной стены достигает 16 метров. Бастион сильно пострадал во время Северной войны, но впоследствии был восстановлен. В 1863 г. Нарва была вычеркнута из списка укреплений России. Некоторое время спустя на бастионе Виктория стали разбивать парк (собственно Тёмный сад).

Бастион, как и многие другие оборонительные сооружения Нарвы, сильно пострадал в годы Второй Мировой войны, и был восстановлен в 1950-х гг., однако к началу XXI века стала появляться склонность к разрушению, проводились реставрационные работы за счёт программы приграничного сотрудничества Эстония – Латвия – Россия в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП). По этой же программе проводились работы в Нарвской и Ивангородской крепостях. Сейчас здесь находится находится музей.
19. Слева - бастион "Виктория" - самый мощный бастион города Нарва, расположенный на берегу одноимённой реки. Высота наружной стены достигает 16 метров. Бастион сильно пострадал во время Северной войны, но впоследствии был восстановлен. В 1863 г. Нарва была вычеркнута из списка укреплений России. Некоторое время спустя на бастионе Виктория стали разбивать парк (собственно Тёмный сад). Бастион, как и многие другие оборонительные сооружения Нарвы, сильно пострадал в годы Второй Мировой войны, и был восстановлен в 1950-х гг., однако к началу XXI века стала появляться склонность к разрушению, проводились реставрационные работы за счёт программы приграничного сотрудничества Эстония – Латвия – Россия в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП). По этой же программе проводились работы в Нарвской и Ивангородской крепостях. Сейчас здесь находится находится музей.
20. Набережная-променад. Довольно приятная. С видом на Россию.
20. Набережная-променад. Довольно приятная. С видом на Россию.
 21. Посидел, полюбовался Родиной со стороны.
21. Посидел, полюбовался Родиной со стороны.
22. И пошёл дальше. После моста передо мной открылся вид на Ивангородскую крепость. О ней я отдельно расскажу во втором посте. Как, впрочем, и о Нарвском замке. Сегодня просто погуляем по Нарве.
22. И пошёл дальше. После моста передо мной открылся вид на Ивангородскую крепость. О ней я отдельно расскажу во втором посте. Как, впрочем, и о Нарвском замке. Сегодня просто погуляем по Нарве.
23.
23.
24. Взгляд назад.
24. Взгляд назад.
25. Каждая из цитаделей лучше всего видна с противоположной стороны.
25. Каждая из цитаделей лучше всего видна с противоположной стороны.
 26. А вот обе вместе, пожалуй, лучше всего видны вот с того искусственного островка, созданного в советское время.
26. А вот обе вместе, пожалуй, лучше всего видны вот с того искусственного островка, созданного в советское время.
27. Во всяком случае, мне показалось, что это наилучший план на обе крепости сразу. К сожалению, чтобы вот так вот взглянуть на них - нужно быть либо местным, либо иметь Шенген. Впрочем, это не такая уж большая проблема.
27. Во всяком случае, мне показалось, что это наилучший план на обе крепости сразу. К сожалению, чтобы вот так вот взглянуть на них - нужно быть либо местным, либо иметь Шенген. Впрочем, это не такая уж большая проблема.
28. "Липовая ямка". Проточный искусственный прудик, имеющий связь с рекой. За ней Александровская лютеранская церковь. К ней мы ещё подойдём.
28. "Липовая ямка". Проточный искусственный прудик, имеющий связь с рекой. За ней Александровская лютеранская церковь. К ней мы ещё подойдём.
29. С российской стороны расположена достаточно мощная Нарвская ГЭС. Строительство началось в 1950, закончилось в 1956 году. Построена по плотинно-деривационной схеме. ГЭС использует падение реки Нарвы в районе Нарвских водопадов. Мощность ГЭС — 125 МВт, среднегодовая выработка — 640 млн кВт·ч. В здании ГЭС установлено 3 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 41,7 МВт, работающие при расчётном напоре 23,5 м. 

Напорные сооружения ГЭС образуют крупное Нарвское водохранилище. Площадь водохранилища — 191,4 км², полная и полезная ёмкость водохранилища — 365 и 91 млн м³. При создании водохранилища было затоплено 4030 га сельхозугодий, перенесено 742 строения. Нарвская ГЭС спроектирована институтом Ленгидропроект.

После развала СССР ГЭС и правобережная часть плотины оказались на российской стороне, левобережная часть плотины — на эстонской. В мае 2009 года ОАО «ТГК-1» обратилось в суд, оспаривая постановление правительства Эстонии, разрешающее передать в аренду «Нарвским электростанциям» часть плотины Кулгу. ТГК-1 мотивирует свою позицию тем, что плотина является неделимым имущественным комплексом, находившимся до 1991 года на территории РСФСР, а также тем, что Нарвская ГЭС не была включена в список предприятий СССР, которые должны были быть переданы в подчинение эстонских министерств постановлением Верховного совета Эстонской Республики от 29 августа 1991 года. ГЭС снабжает электроэнергией, как Россию, так и Эстонию.
29. С российской стороны расположена достаточно мощная Нарвская ГЭС. Строительство началось в 1950, закончилось в 1956 году. Построена по плотинно-деривационной схеме. ГЭС использует падение реки Нарвы в районе Нарвских водопадов. Мощность ГЭС — 125 МВт, среднегодовая выработка — 640 млн кВт·ч. В здании ГЭС установлено 3 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 41,7 МВт, работающие при расчётном напоре 23,5 м. Напорные сооружения ГЭС образуют крупное Нарвское водохранилище. Площадь водохранилища — 191,4 км², полная и полезная ёмкость водохранилища — 365 и 91 млн м³. При создании водохранилища было затоплено 4030 га сельхозугодий, перенесено 742 строения. Нарвская ГЭС спроектирована институтом Ленгидропроект. После развала СССР ГЭС и правобережная часть плотины оказались на российской стороне, левобережная часть плотины — на эстонской. В мае 2009 года ОАО «ТГК-1» обратилось в суд, оспаривая постановление правительства Эстонии, разрешающее передать в аренду «Нарвским электростанциям» часть плотины Кулгу. ТГК-1 мотивирует свою позицию тем, что плотина является неделимым имущественным комплексом, находившимся до 1991 года на территории РСФСР, а также тем, что Нарвская ГЭС не была включена в список предприятий СССР, которые должны были быть переданы в подчинение эстонских министерств постановлением Верховного совета Эстонской Республики от 29 августа 1991 года. ГЭС снабжает электроэнергией, как Россию, так и Эстонию.
30. Здесь же расположен пограничный Нарвский железнодорожный мост. Это единственный действующий железнодорожный мост через реку Нарва на железнодорожной линии Таллин — Санкт-Петербург. Возведён в 1947 году, является третьей по счёту конструкцией на одном и том же месте. Длина мостового перехода составляет 147 м. В настоящее время по мосту ходит только одна пара пассажирских поездов в сутки (Москва - Санкт-Петербург - Таллин и Таллин - Санкт-Петербург - Москва соответственно). Также, несмотря на падение транзита российских грузов в прибалтийские порты, по мосту по-прежнему идут грузовые поезда. В основном везут нефть и нефтепродукты.
30. Здесь же расположен пограничный Нарвский железнодорожный мост. Это единственный действующий железнодорожный мост через реку Нарва на железнодорожной линии Таллин — Санкт-Петербург. Возведён в 1947 году, является третьей по счёту конструкцией на одном и том же месте. Длина мостового перехода составляет 147 м. В настоящее время по мосту ходит только одна пара пассажирских поездов в сутки (Москва - Санкт-Петербург - Таллин и Таллин - Санкт-Петербург - Москва соответственно). Также, несмотря на падение транзита российских грузов в прибалтийские порты, по мосту по-прежнему идут грузовые поезда. В основном везут нефть и нефтепродукты.
 31. Красивая она эта ГЭС. Вот очень люблю такие индустриальные пейзажи!
31. Красивая она эта ГЭС. Вот очень люблю такие индустриальные пейзажи!
32. С футболом в Нарве, судя по всему, не очень.
32. С футболом в Нарве, судя по всему, не очень.
33.
33.
34.
34.
35. Здание вокзала железнодорожной станции Нарва. Построено в 1953 году, представляет собой одно из наиболее ценных зданий сталинской архитектуры в Эстонии. На станции осуществляется пограничный и таможенный контроль для пассажиров единственного упомянутого поезда дальнего следования. Также вокзал обслуживает внутриэстонские пассажирские перевозки.
35. Здание вокзала железнодорожной станции Нарва. Построено в 1953 году, представляет собой одно из наиболее ценных зданий сталинской архитектуры в Эстонии. На станции осуществляется пограничный и таможенный контроль для пассажиров единственного упомянутого поезда дальнего следования. Также вокзал обслуживает внутриэстонские пассажирские перевозки.
36.
36.
37. Александровская лютеранская церковь (Церковь памяти Императора Александра II).
37. Александровская лютеранская церковь (Церковь памяти Императора Александра II).
38. Построена в 1881-1884 годах в неороманском стиле. До начала Второй мировой войны церковь была самым большим церковным строением Эстонии. Автором проекта выступил академик Отто фон Гиппиус, родом из Санкт-Петербурга. Церковь рассчитанная на 2 500 прихожан могла вместить до 5 000 человек. 20 июня 2000 года произошло переименование церкви в собор.
38. Построена в 1881-1884 годах в неороманском стиле. До начала Второй мировой войны церковь была самым большим церковным строением Эстонии. Автором проекта выступил академик Отто фон Гиппиус, родом из Санкт-Петербурга. Церковь рассчитанная на 2 500 прихожан могла вместить до 5 000 человек. 20 июня 2000 года произошло переименование церкви в собор.
39. Станция Нарва.
39. Станция Нарва.
40. С зумом хорошо видно пограничный ж/д мост, увешанный камерами и маленький кусочек российской стороны.
40. С зумом хорошо видно пограничный ж/д мост, увешанный камерами и маленький кусочек российской стороны.
 41.
41.
42. Все грузовые составы, стоявшие на станции имели маркировку РЖД. В основном цистерны с продуктами нефтехимии.
42. Все грузовые составы, стоявшие на станции имели маркировку РЖД. В основном цистерны с продуктами нефтехимии.
43.
43.
44. Общий вид.
44. Общий вид.
45. Кому-то хотелось революции.
45. Кому-то хотелось революции.
46. Местные "хрущобы".
46. Местные "хрущобы".
47. Нарвский Воскресенский кафедральный собор (Собор Воскресения Христова) Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
47. Нарвский Воскресенский кафедральный собор (Собор Воскресения Христова) Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
48. Сооружён в 1890 - 1896 годах по проекту архитектора Павла Алиша. Освящён 17 ноября 1896 года.
48. Сооружён в 1890 - 1896 годах по проекту архитектора Павла Алиша. Освящён 17 ноября 1896 года.
 49. Памятная табличка на жилом доме.
49. Памятная табличка на жилом доме.
50. Улица Александра Пушкина, одна из центральных улиц Нарвы.
50. Улица Александра Пушкина, одна из центральных улиц Нарвы.

Здесь мы пока и остановимся. Продолжение читайте здесь!

Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

Нарва
1659 интересуются