Шиитская Империя Сефевидов
Именно в этой смешанной культурной зоне еще в самом начале XIV века как ответвление суфийского ордена Захедийя ардебилским правителем шейхом Сафи Ад-Дин Ардабили (1252—1334) был создан орден Сефевийя, ставший в будущем структурным ядром Сефевидского Ирана, основанного потомками Сафи ад-Дина. Сам Сафи ад-Дин Ардабили был учеником и преемником основателя ордена Захедийя Иранца Захеда Гилани (1216—1301), чью дочь он взял в жены, объединив тем самым два суфийских рода. Потомки Сафи ад-Дин Ардабили были наследственными главами суфийского ордена Сефевийя, слившегося к тому времени с Захедийя. Учение этого ордена сочетало суннизм с элементами шиизма. Этнически сам Сафи ад-Дин Ардабили был Иранцем Сами Сефевиды считали себя Сейидами, то есть потомками 'Али, а следовательно, согласно шиитской доктрине, имели право на политическую власть. Главным фактором в судьбе нового Государства стала решимость уже первых правителей Сефевидов сделать шиитский ислам государственной религией, что и предопределило в дальнейшем цивилизационную идентичность Ирана. Сефевиды провозгласили свою династию Алидами, наследниками Святых Имамов (возводя символическую генеалогию шахов к Седьмому Имаму Мусе Аль- Казиму, сыну Джафара ас-Садыка). И одновременно применили к себе древнеиранский титул «шаханшах» (Царь царей), Император. Так Сефевидский Иран сделал своей идентичностью слияние двух глубоко иранских по ноологической структуре явлений шиизма и Иранской Империи. Империя Сефевидов представляла собой возрождение чисто иранской идентичности, ранее. в тех случаях, когда иранизм приобретал политическое, идеологическое и религиозное измерения (как в восстании хуррамитов, «государстве крепостей» исмаилитов, в государстве сербедаров или в шиитской), он оставался недолговечным и локальным явлением. При том, что Иранское влияние было существенным и при Аббасидах (особенно в период усиления Буидов), и позднее при Ильханах, до Исмаила I Сефевида оно никогда не достигало столь масштабного, открытого и полноценного проявления. Впервые с эпохи Сасанидов Иран снова полностью обрел свой идеаль идеальный Иран, Световая Империя шиитов, суфиев и философов Ищрака, получила конкретное земное воплощение
Поэтому не случайно род Сефевидов считается в иранском историале сакральным а основатель ордена Сафи ад-Дин — крупнейшим духовным явлением кутбом. Наглядным памятником имперского духовного стиля шиитско иранской Империи является иранский город Исфахан, чья монументальная архитектура свидетельствует о сакральном масштабе Сефевидского возрождения вечного Ирана. Показательно, что официальным знаменем династии Сефевидов становится не арабский полумесяц, а золотой лев на фоне солнца. Самым распространенным орнаментом в сефевидских строениях являются небесные птицы, символизирующие ангелов и, вероятно, иранских фраварти.
Шиитская Империя Сефевидов
Именно в этой смешанной культурной зоне еще в самом начале XIV века как ответвление суфийского ордена Захедийя ардебилским правителем шейхом Сафи Ад-Дин Ардабили (1252—1334) был создан орден Сефевийя, ставший в будущем структурным ядром Сефевидского Ирана, основанного потомками Сафи ад-Дина. Сам Сафи ад-Дин Ардабили был учеником и преемником основателя ордена Захедийя Иранца Захеда Гилани (1216—1301), чью дочь он взял в жены, объединив тем самым два суфийских рода. Потомки Сафи ад-Дин Ардабили были наследственными главами суфийского ордена Сефевийя, слившегося к тому времени с Захедийя. Учение этого ордена сочетало суннизм с элементами шиизма. Этнически сам Сафи ад-Дин Ардабили был Иранцем Сами Сефевиды считали себя Сейидами, то есть потомками 'Али, а следовательно, согласно шиитской доктрине, имели право на политическую власть. Главным фактором в судьбе нового Государства стала решимость уже первых правителей Сефевидов сделать шиитский ислам государственной религией, что и предопределило в дальнейшем цивилизационную идентичность Ирана. Сефевиды провозгласили свою династию Алидами, наследниками Святых Имамов (возводя символическую генеалогию шахов к Седьмому Имаму Мусе Аль- Казиму, сыну Джафара ас-Садыка). И одновременно применили к себе древнеиранский титул «шаханшах» (Царь царей), Император. Так Сефевидский Иран сделал своей идентичностью слияние двух глубоко иранских по ноологической структуре явлений шиизма и Иранской Империи. Империя Сефевидов представляла собой возрождение чисто иранской идентичности, ранее. в тех случаях, когда иранизм приобретал политическое, идеологическое и религиозное измерения (как в восстании хуррамитов, «государстве крепостей» исмаилитов, в государстве сербедаров или в шиитской), он оставался недолговечным и локальным явлением. При том, что Иранское влияние было существенным и при Аббасидах (особенно в период усиления Буидов), и позднее при Ильханах, до Исмаила I Сефевида оно никогда не достигало столь масштабного, открытого и полноценного проявления. Впервые с эпохи Сасанидов Иран снова полностью обрел свой идеаль идеальный Иран, Световая Империя шиитов, суфиев и философов Ищрака, получила конкретное земное воплощение
Поэтому не случайно род Сефевидов считается в иранском историале сакральным а основатель ордена Сафи ад-Дин — крупнейшим духовным явлением кутбом. Наглядным памятником имперского духовного стиля шиитско иранской Империи является иранский город Исфахан, чья монументальная архитектура свидетельствует о сакральном масштабе Сефевидского возрождения вечного Ирана. Показательно, что официальным знаменем династии Сефевидов становится не арабский полумесяц, а золотой лев на фоне солнца. Самым распространенным орнаментом в сефевидских строениях являются небесные птицы, символизирующие ангелов и, вероятно, иранских фраварти.