Мой предок Малайсары-батыр был интересной личностью, прославившийся своей жизненной сметкой и склонностью к дипломатии. Еще более интересным в нем было то, что он мог видеть не только последствия своих действий, но и последствия государственных решений.
Родился он примерно в 1700 году, погиб в бою в 1756 году (возможно был убит в казахской междоусобице).
Происходил из "кара суик", то есть не чингизид рода басентиын племени Аргын Среднего жуза казахов. Отец Токтауыл был простым батыром, привезшим из похода жену-калмычку Молдир.
Малайсары прославился в годы Буланты-Билетинской кампании 1726-1727 года, когда разгромленные ранее казахи вели партизанскую войну против джунгар и калмыков на северном Тургайском пути, вырезая их небольшие отряды.
Малайсары, хорошо зная повадки родственников-калмыков и их язык создал тайное укрепление в Каркаралинском мелкосопочнике (восточная часть современной Карагандинской области), глубоко в тылу противника.
Из этого укрепления Малайсары настигал небольшие отряды джунгар с целью получения пленников, от которых выпытывалась вся необходимая информация. Таким образом к казахам поступала разведывательная информация обо всех передвижениях и силах противника.
Джунгары так и не смогли обнаружить тайный лагерь и Малайсары с тех пор стал числиться в ряду лучших казахских военных разведчиков.
Но на этом подвиги пращура не закончились!
В 1741 году казахи снова потерпели поражение от джунгар во главе с Галдан-Цереном.
Джунгары затребовали аманатов. Первая партия аманатов из числа не самых знатных чингизидов ушла в полон в 1742 году. Среди них был и будущий всеказахский хан Абылай.
В том же году джунгары затребовали новых аманатов. Желающих идти в плен было мало. Но на это согласился мой предок Малайсары-батыр, который возможно имел свои виды.
Осенью он выехал всего с тремя аманатами (больше в аманаты никто не хотел) в ставку джунгарского хунтайджи Галдан-Церена. Приезд всего трех аманатов возмутил могущественного Галдан-Церена. Приезжим грозила гибель.
Но Малайсары смог разрешить эту ситуацию!
Он великолепно знал (не только российская и джунгарская разведки работали в степи) о российско-джунгарских переговорах и о том, что на границе находится российское посольство во главе с майором Карлом Миллером.
Надавив на опасения джунгар о возможном конфликте в русскими он заявил следующее:
У нас и в Россию со всех родов в аманаты не требуют, а ты де хочешь быть больше Великороссийского государства
Наглый, и в то же время уверенный ответ казаха удивил мудрого Галдан-Церена и он решил не форсировать события.
Малайсары попал к другим аманатам, где скучной осенью и зимой 1742-1743 годов он близка сошелся с ханом Абылаем. Возможно на свою погибель!
За это время Малайсары хорошо ознакомился с жизнью джунгар и проникся идеей Галдан-Церена о создании единого джунгаро-казахского государства. Этой идей в то время проникся и хан Абылай. Но правители быстро меняют свои предпочтения. И винить их в этом нельзя. Политика!
Российский информатор в джунгарской ставке башкир Т. Балтасев в сентябре 1743 г. сообщал российским властям, что хунтайджи
«Аблаю и Малай-Сары — одного знатного ташкентского сарта, который живет во владении у него, Галдан-Чирина, по дочере в замужество дал и, сверх того, Аблаю обещал дать в Ташкенте несколько в вотчину... А Малай-Сары пожаловал в ближние к себе четырем человеком да сто кобыл за то в наипаче».
Интересно то, что Малайсары будучи казахом Среднего жуза выдавал себя за ташкентского уйгура и видно ему это удалось, так как он скорее всего хорошо знал и уйгурский язык, и нравы уйгуров.
Для чего ему была нужна эта легенда не совсем понятно. Но возможно, чтобы скрыть от российского информатора (которого он получается вскрыл) свою истинную личность. И это у него хорошо получилось, что показывает его незаурядные качества как профессионального разведчика. Да и как не получиться, если спустя век, поручик Чокан Валиханов, смог пробраться в запретную для европейцев Кашгарию под видом татарского купца.
Также возможно, что Малайсары опасался, что его казнят за то, что в свое время он убил немало джунгар в Каркаралинских горах и поэтому скрывал свое настоящее имя.
Между прочим калмычку, выданную ему в жены отдал в жены своему сыну и моему пращуру Пшаю, от которого и идет наше колено рода Каракесек Младшего жуза.
Весной 1743 года Малайсары вместе с ханом Абылаем и многими другими казахскими аманатами, благодаря посредничеству секунд-майора К.Миллера были отпущены назад в казахскую степь.
Малайсары лично Галдан-Цереном был присужден титул "тархана", то есть владетельного правителя, имеющего право самостоятельно собирать налоги.
После этого в течении более 10 лет Малайсары был обласкан Абылай-ханом. Когда у последнего спрашивали кто у него в большем почете из батыров то Абылай говорил:
Среди моих батыров Малайсары и Баян стоят выше всех. Малайсары отличается богатством, героизмом и характером, а Баян-батыр - умом и мужественостью"
Как писал Ч. Валиханов, «Малай-Сары пользовался уважением в народе и у самого Аблая, ибо был богат, умен и храбр — достоинства, которые редко соединяются в одном лице.
До 1754 года у Абылайх-хана и Малайсары была общая идея - создание единой кочевой империи монголов и тюрков. Абылай-хан поддерживал реваншистские планы моего деда по воссозданию империи Чингисхана. Малайсары негативно относился к контактам Абылай-хана с российской администрацией, которые тот никогда не прерывал, будучи государем.
Но в 1754 году в Джунгарском ханстве начались междоусобицы между наследниками мудрого Галдан-Церена. Абылай хан забыв о своем первоначальном желании создать единое государство с джунгарами, решил откусить половину джунгарских владений, договорившись об этом с манчжурами империи Цин.
Против этого выступили многие батыры. Но Абылай-хан подавил недовольство и Утеген-батыр, активно выступавший против союза с манчжурами попал в китайский плен, откуда он выбрался только через 10 лет.
Наш предок не встал в оппозицию, но пытался отговорить Абылай-хана словами о том, что в случае полного уничтожения Джунагарского ханства между казахами и китайцами исчезнет буферное государство, которое и защищало нас от империи Цин. Абылай-хан очень хотел новых территорий и словам батыра значения не придал.
Малайсары был вынужден выступить в поход, но в Заилийском Алатау неизвестно откуда прилетела стрела и ранила его в шею. Он умер от раны, так как пытаясь его вылечить (а может наоборот) два пастуха, у которых он остался кормили его мясом, что вызвало у него сильнейшее обострение.
Похоронен Малайсары на территории современного Кербулакского района Алматинской области.
Вот таким был мой предок Малайсары - мечтавшим о великой империи кочевников, опытным разведчиком и дипломатом, понимавшим иногда даже больше, чем тогдашние правители Казахской степи.