Сегодня невозможно представить школу без новогодней ёлки и весёлого зимнего праздника. Но так было не всегда. Откуда пошла традиция празднования Нового года в образовательных учреждениях?
Традиция новогодних праздников в школах берёт своё начало несколько веков назад. Как известно, в XVIII веке Пётр I издал указ, в котором празднование Нового года было назначено на 1 января. На дворе был 1700 год.
Почти через 100 лет в православные дома пришла традиция украшать ёлку и обвешивать её сладостями, чтобы дети могли водить хороводы вокруг зелёной красавицы, радоваться наступлению Нового года и находить свои подарки.
А ввела эту традицию королевская семья: в 1817 году Николай I женился на немецкой принцессе Шарлотте. Во время Нового года она украсила стол еловыми ветками, а уже в 1819 году в Аничковом дворце была впервые (!) поставлена большая новогодняя ёлка.
В первый раз публичная рождественская ёлка была наряжена в 1852 году в Санкт-Петербурге в здании Московского (ранее Екатерининского) вокзала.
Со временем рамки праздника начали расширяться, и празднование обрело публичность. Детей начала водить «на ёлку», приглашать друзей и родственников. Таинство было грандиозным: за закрытой дверью была наряжена пушистая красавица, а когда дети входили в зал, один только вид сверкающей ёлки вызывал неописуемый восторг.
Во второй половине XIX века в каждый школьный календарь добавили ещё один праздник – новогодний. Перед педагогами встаёт вопрос о смысловой нагрузке праздника и его воспитательных задачах.
Как подчеркнул литератор и педагог Б. Быстров (Швидченко),
«Вопрос о праздновании Нового года в школе нужно ставить шире. Эта традиция ставит перед собой задачи больше эстетические, праздник должен развивать художественный вкус детей и выражаться в форме литературно-музыкального мероприятия».
Дальнейшее празднование ёлки началось интерпретироваться ещё шире. В начале XX века критики отмечали, что эта традиция оказывает огромное моральное влияние на население. Праздник поднимает в глазах людей школу, они с большей симпатией и вниманием начинают относиться к образовательным учреждениям, понимая, что им тоже не чужды традиции русской семьи.
В это же время обретают популярность «благотворительные» ёлки. Например, праздник ежегодно проводится в Кронштадте для детей морских офицеров, вводится новогодний праздник для детей служащих разных государственных ведомств, проводятся гулянья для более бедных слоёв населения.
К празднованию начали присоединяться детские спектакли, выступления оркестра, игры, пение детей в хоре. Ну и, конечно, в заключении вечера обязательно раздавались подарки.
Интересно, что в XIX веке торжество проходило без Деда Мороза. Розовощёкий герой был нарисован в книгах, на открытках, о нём говорили, но праздники проходили больше как народные гулянья. И только в начале XX века на детском вечере появились Дед Мороз и Снегурочка.
Печально, но было время, когда ёлку в школах запретили. Около 10 лет она была вычеркнута Сталиным из списка традиционных праздников. В 1927 году шла серьезная антирелигиозная кампания, в ходе которой бедная ёлка была позиционирована как «орудие в руках сектантов и церковников» и «буржуазная затея», пагубно влияющая на неокрепший мозг советского ребёнка.
Праздник вернулся в школы только в конце 1935 года, – за три дня до празднования Нового 1936 года. Педагоги школ вместе с детьми начали в повышенном темпе готовиться к празднику ёлки, ведь надо было быстро нарядить, украсить, всё подготовить...
В официальных бумагах празднование Нового года и ёлки в Советском Союзе было утверждено в 1937 году.
Традиция вернулась «на круги своя» и превратилась в радостный праздник: за месяц до каникул дети своими руками изготавливали игрушки, родители наряжали их в «зайчиков», «мишек» и «снежинки», организовывались красочные представления и концерты, а дети, чтобы получить подарок от Деда Мороза и Снегурочки, готовили стихи.
Праздник ёлки теперь проводится только по сценарию, в программу включаются сказочные герои, а всё мероприятие занимает несколько часов. В торжественном процессе участвуют взрослые и дети, в обиход вводят методические рекомендации по организации и проведению мероприятия.
Задачи праздника становятся более прозрачными: детей учат видеть красивое и доброе, стремятся сделать каждый их день праздником жизни и радости на родной земле.
Праздник уже меньше всего похож на литературный вечер: это мероприятие с игровым сценарием, весёлыми шутками, нарядной ёлкой и радостным детским смехом.
Таким, впрочем, этот школьный праздник является и в наши дни – самым желанным, волшебным и интересным для всех детей!