Кохэй Окамото был застигнут врасплох, когда впервые увидел каракатицу, выдающую себя за краба-отшельника. Окамото, научный сотрудник Университета Рюкюса на Окинаве (Япония), перевозил 48 каракатиц, выращенных в лаборатории, в большой круглый резервуар для изучения техники охоты каракатиц, когда трое животных начали интенсивно хлопать щупальцами - поведение, которое не проявлялось, когда они жили в меньших резервуарах.
Хлопанье щупальцами никак не было связано с текущим проектом Окамото, но оно не выходило у него из головы. Поэтому после того, как его запланированная работа была выполнена, Окамото и его коллеги перенесли восемь каракатиц в большой аквариум, добавили камеру GoPro и ждали.
Съемка была замечательной: 21 раз в течение пяти дней каракатица демонстрировала странное поведение. Каждый раз каракатица поднимала первую пару щупалец, затемняя кончики каждой из них, а вторую и третью пару направляла на пол, хлопая ими, как будто они были соединены. Совершая эти движения, каракатица зависала близко ко дну аквариума и редко отваживалась войти в толщу воды. "По крайней мере, мне они показались крабами-отшельниками", - говорит Окамото.
Позже, когда исследователи проводили новые эксперименты по охоте каракатиц, поведение появилось снова. На этот раз, когда 33 каракатицы были помещены в резервуар с рыбой, чтобы охотиться на них, 16 спонтанно начали хлопать щупальцами.
Но почему каракатица хочет выглядеть как краб?
"Подражание крабам-отшельникам может быть полезно для каракатиц, потому что у крабов-отшельников есть твердый панцирь, защищающий их от хищников", - предполагает Окамото.
Хищник видит мягкую каракатицу и его живот урчит – если он видит хрустящего краба вместо этого, он может пересмотреть свою еду. Тот факт, что животные проявляли такое странное поведение, когда их вводили в большой пустой резервуар – среду без потенциальной добычи, но, где каракатица могла чувствовать себя незащищенной и уязвимой для хищников, – подтверждает такую гипотезу.
Окамото и его коллеги также считают, что крабовидное поведение может помочь головоногим подкрасться к рыбе. Поскольку крабы-отшельники – это падальщики, предпочитающие детриты и туши живой пище, добыча каракатицы может быть обманута маскировкой, позволяющей каракатице рисковать в пределах досягаемости удара.
Окамото и его коллеги обнаружили, что каракатицы, совершающие крабовидные движения щупальцами, ловят в два раза больше рыбы, чем их собратья. Но они также обнаружили, что выполнение крабовидных жестов прямо перед кормлением не увеличивают вероятность успеха в этой конкретной атаке. Скорее, каракатицы, которые имитировали крабов, в целом поймали больше добычи, потому что они делали больше попыток. Сложно сказать, связано ли увеличение скорости их атаки непосредственно с машущим ударом или нет, и потребует ли это дальнейшего расследования.
Конечно, каракатица может получить как оборонительные, так и наступательные преимущества от одновременной игры в краба. Или же они вообще не пытались имитировать крабов.
Окамото подчеркивает, что только потому, что каракатицы выглядят как раки-отшельники для нас, еще не значит, что это их замысел. "Поведение может функционировать как мимикрия, но все еще возможно, что поведение используется для маскировки, заманивания добычи или для других целей", - говорит он.
В то время как виды осьминогов (особенно Мимический осьминог) имеют тенденцию привлекать все внимание, когда речь заходит о мимикрии головоногих, каракатицы также хорошо разбираются в искусстве обмана.
В 2012 году исследователи показали, как молодые карликовые каракатицы, по-видимому, имитируют улиток, по аналогичным причинам, установленным для фараона каракатицы. А в книге Марка Нормана "Головоногие: путеводитель по миру" он описывает, как молодые гигантские каракатицы, возможно, имитируют фугу.
Интригующе, что только некоторые каракатицы в исследовании Окамото когда-либо демонстрировали новое поведение. А учитывая, что эти каракатицы были собраны в виде яиц и выращены в аквариумах – никогда не видевшие краба-отшельника – непонятно откуда у них возникла такая мысль.
Коллега Окамото Рюта Накадзима углубляется в гипотезу мимикрии, в том числе в вопрос о том, изучается ли такое поведение. Но в то же время Окамото надеется, что новая находка вызовет еще большую любовь к этим несколько чужеродным существам.
"Головоногие – удивительные животные", - говорит он. "Эти наблюдения – лишь малая часть чего-то скрытого."