Стат и Факты:
- Это китайская соцсеть для создания и обмена короткими видеоклипами (15 или 60 секунд),
- В мире было запущено в 2017 году, после покупки и слияния с приложением Musical.ly (онлайн караоке),
- Глобальная аудитория 800 млн активных пользователей в месяц (больше Twitter и Snapchat)**,
- Всего приложение загрузили более 1 миллиарда раз*.
- Пользователей моложе 30 – 66%*,
- Российских пользователей – 8 млн в месяц**,
- Российская аудитория:
- В 2019 году в среднем смотрели по 16 млрд (!) роликов в месяц (!),
- В месяц россияне опубликовали в сервисе в среднем 21 млн видеороликов.
- TikTok - единственное в топ-5 глобальных приложений, не принадлежащих Facebook.*
*Вот хороший материал с кучей подробной мировой статистики.
Почему TikTok так привлекателен?
1. Проблема "белого листа"
У TikTok был предшественник – приложение Vine, тоже для коротких видео. Как теперь стало очевидно, с ним была одна проблема – попробуй сними интересный короткий видос из своей жизни, если ты не серфер с GoPro. В буднях простого человека не так уж много улекательного, а чувство юмора, которое позволяет выделять смешное из обычного, есть не у всех. То есть Vine погубила проблема "белого листа".
Оказалось, что к решению этой проблемы приблизились в Musical.ly – заняли пользователей уже готовыми и продуманными активностями (петь под минус вместе с другими). А TikTok снял с людей последнюю ношу – необходимость петь. И предложил очень свободное пространство, в которое ты можешь прийти без оригинального контента, без чувства юмора, без голоса и слуха и тебе все равно будет что показать. Так как ты можешь присоединиться к челленджу - готовой подели поведения. (И вы еще спрашиваете, почему это популярно у подростков?)
Собственно челлендж лежит в основе TikTok – чаще всего люди записывают собственное видео в ответ на чужое с такой же звуковой дорожкой. Таким образом продолжая цепочку версий. Фонограмма – фрагменты песен или записанные диалоги из фильмов и телепрограмм. Эти короткие кусочки и становятся мемами. И в отличие от фб или вк, где ты просто шаришь картинку, здесь ты примеряешь мем на себя. TikTok сделал мемы, уж простите, иммерсивными.
Это не правда, что TikTok это сеть, где эти удивительные-креативные-талантливые-неведомые дети танцуют и поют. Нет, TikTok не про креатив, он про участие. Есть отдельные выдающиеся видео, они очень важны и работают на поддержание цепных реакций. Но сила TikTok в алгоритмах, как в машинных, так и в поведенческих: ты делаешь так, как делают другие, ты сопротивляешься общему тренду так, как сопротивляются другие. И вы еще спрашиваете, почему здесь подростки?
И, кстати, нет в этом ничего плохого и унизительного.
2. Это вам не Instagram
Притворство и лощеность Инстаграма вызывает у подростков напряжение. Разрыв между топовыми инстаграмерами и молодыми людьми огромен. Места, которые посещают, вещи, которые покупают, вечеринки, в которых участвуют, дети, которых воспитывают – все это страшно далеко. В Instagram ты не можешь сравниться, можешь только восхищаться.
Instagram со своей концепцией идеальной картинки выглядит "лощеным, лживым и неискренним" – так его высмеивают в TikTok. А здесь, напротив, как будто бы нет хвастовства: никаких больше вечеринок – большая часть видео записана на кухнях, в детских комнатах, в корридорах маленьких квартир. И умение посмеяться над собой и насмешить других важнее лейбла.
Даже бренды, которые как сумасшедшие сейчас лезут в TikTok, делают специальный контент для этой сети, который постыдились бы выложить в другие – снято на телефон, с подростками в главных ролях, не шик-блеск ни разу (посмотрите аккаунт Сбера, если интересно). В том числе именно это внимание брендов подстегивает интерес к TikTok.
3. Анекдоты 21
Важная особенность TikTok – в нем нет прямой пользы. Никакой. Даже русские блогеры вряд ли сумеют сделать из него то, что делали с любой соцсетью, в которую заходили – многотекстовую жежешечку (Даже в твиттере каждый второй Грибоедов). Нет реакций на актуальные события, нет перепостов статей, нет возможностей для построения личного бренда. Есть только аудио и поведенческие мемы.
В российском TikTok очень популярны фрагменты из всех продуктов Comedy Club и выступлений стендаперов. Почему-то очень много диалогов Урганта и Галкина с детьми. Хотя седые мемы "Хорошие сапоги, надо брать" тоже попадаются.
Вы спрашивали, почему сегодня не рассказывают анекдоты? Так вот это они. Короткие мемы, каждый из которых может быть «сыгран» сотнями тысяч людей. Анекдоты не пропали, просто теперь они в TikTok)) Есть ли политические? Я не видела. Даже мемы из Слепакова все не про то. Толи алгоритмы китайской сети настроены против "коррупции", толи люди не лайкают. Не знаю.
Минусы
- TikTok очень быстро взрослеет. Увы. В сторис инстаграм я повешу несколько видео из тик-тока от вполне взрослых людей с предупреждением «нет, вы не хотите это смотреть». За них тоже решили проблему «белого листа», так что в российской части сети много «юморных» мужичков и угарных девиц, и их активно лайкают и рекомендуют. Если коротко, то это когда «Россия шансона» добралась до айфона.
- Алгоритмы TikTok очень хороши и пользователь залипает надолго. Среднее время в приложении 52 минуты. За это время люди просматривают сотни видео.
- Зависимость от лайков у всех адская. Все хотят попасть в рекомендации. Когда одноклассник случайно может набрать миллион лайков, это .... и заставляет делать видео еще и еще, дети очень стараются быть смешными и изобретательными.
Плюсы
+ Но при этом в TikTok почти нет агрессии. Такие видео просто не становятся популярными и не выходят в рекомендации. Бывает, агрессия проявляется в комментариях, но они здесь не играют большой роли, а за оскорблениями алгоритмы TikTok следят строго.
+ Я увидела там очень высокий уровень поддержки. Люди с особенностями внешности, ЛГБТ-дети, люди на инвалидных колясках, с протезами – не изгои, их лайкают, поддерживают, выводят в топ.
+ Сами подростки говорят, что TikTok позволяет им почувствовать себя уверенее, практиковать разные поведенческие модели.
Что важно понимать, если ваш ребенок засел в TikTok
Ничего страшного. Правда. Даже если вас как и меня мутит от гэгов дальнобойщиков, то я предлагаю здесь довериться ребенку. Если у него уже сформировался иммунитет к тупым сексистским шуткам, то он не будет их лайкать и алгоритм постепенно перестанет ему подсовывать их. В конце концов, подросткам интереснее сами подростки. И часто то, что они там делают, очень симпатично.
Базовые настройки безопасности:
В TikTok можно изменить настройки видимости и сделать приватный аккаунт, условно «для одноклассников». В этом нет ничего интересного, такой изощренный способ убить весь смысл TikTok'a. У меня такой.
Можно не закрывать совсем, но запретить показывать в рекомендациях. То есть тогда видео не будут попадать в общий поток. Охват снизится до тех же знакомых, но не будет закрытым.
Настройки безопасности. Можно отрегулировать, кто имеет право комментировать, реагировать, создавать дуэты, отправлять сообщения.
TikTok автоматически фильтрует спам и оскорбления. Можно также дополнительно настроить фильтрацию по ключевым словам.
Важно: можно запретить или разрешить скачивание видео, не шеринг, а именно скачивание. Это было бы неплохо сделать всем.
Контекст:
- Федеральная торговая комиссия США наложила на компанию штраф в размере 5,7 млн долларов: агентство обнаружило, что большой процент пользователей Musical.ly, которые теперь были пользователями TikTok, были младше тринадцати лет, и приложение не запрашивало их возраст и согласия родителей, как того требует американский федеральный закон.
- TikTok неожиданно превратился в алгоритмического музыкального продюсера. 19-летний рэпер Lil Nas X пытался продвигать свое творчество в сети, но получилось только в TikTok, где люди стали участвовать в cowboy-challenge под его песню. В итоге трек занял первое место в Billboard Hot 100 и оставалась там дольше, чем какой-либо другой. Данных пока не нашла, но эксперты говорят, мол, ага, TikTok продвигает и делает из никого новых звезд.
- Уилл Смит, голливудская муза новых медиа, серьезно вкладывается в TikTok. Его команда тратит уйму сил и их видео просто wow.
Ну и если вы решите заглянуть в TikTok, то вот вам вход. Здесь Джимми Фэллон и Jlo изображают Билли Айлиш сооооуууу трууууу