Если верить словам предпринимателей из Кремниевой долины, то беспилотники позволят избавиться от пробок, дискомфорта при езде на велосипеде и опасностей, которые подстерегают в общественном транспорте. Предполагается, что люди смогут добираться из пункта А в пункт Б и одновременно спать, развлекаться и так далее.
Однако урбанист Пэрис Маркс убежден, что это лишь иллюзия и повсеместное распространение беспилотного транспорта принесет пользу лишь корпорациям, но никак не обычным людям.
Ложные обещания
В январе 2018 года, когда беспилотные автомобили еще привлекали всеобщее внимание, я писал, что они появятся куда позже, чем обещают технологические компании. Затем, в ночь на 18 марта 2018 года, беспилотник Uber во время пробного запуска насмерть сбил 49-летнюю Элейн Херцберг, когда пересекала дорогу на велосипеде. Тогда все обвинения посыпались на контролирующего водителя, который не смотрел на дорогу, но позже утечки стали свидетельствовать о том, что команда Uber, занимающаяся беспилотными технологиями, находится под сильным давлением В частности, стало известно, что инженеры не запрограммировали систему на распознавание людей, пересекающих дорогу не по пешеходному переходу. В результате в случае с Херцберг машина не могла понять, что она перед собой видит, и поэтому не знала, как отреагировать. Встреча с человеком в том месте не предполагалась.
В смерти женщины никого не обвинили — в целом технологические компании редко привлекаются к ответственности за вред, причиненный их действиями. Но после этого инцидента лопнул пузырь вокруг беспилотников: лидеры индустрии перешли от обещаний запуска таких машин в ближайшие несколько лет к признанию того, что это может занять несколько десятилетий и, вероятно, максимальный пятый уровень автономности, при котором автомобили смогут ездить без вмешательства человека, не будет достигнут никогда.
Высокая стоимость автоперевозок
Сроки отодвинулись, но это не помешало таким людям, как Илон Маск, сохранить мечту о беспилотниках и продолжать игнорировать негативные последствия транспортной системы, основанной на личных автомобилях: десятки тысяч смертей каждый год только в США, эпидемия ожирения и кризис одиночества, отчасти вызванный тем, что многие люди живут в пригороде, далеко от друзей, семьи и мест, где они могли бы встретиться.
Технологические компании обещают, что беспилотники решат многие транспортные проблемы: устранят необходимость в парковках и личном владении автомобилем, а также сократят пробки. Однако взгляд на ситуацию должен быть реалистичным, а это больше похоже на фантазии. Утверждение, что беспилотные машины будут дешевле в использовании, оказалось сомнительным, и даже если они действительно незначительно потеряют в цене, они все равно не будут бесплатными. Это означает, что люди, испытывающие проблемы с перемещениями, по-прежнему будут сталкиваться с ними в будущем. А уменьшение площади парковок лишь усилит пробки, так как транспортные средства без пассажиров будут ездить до тех пор, пока их не вызовут. Беспилотники лишь укрепят наши растянутые пригородные ландшафты и вызовут связанный с этим кризис здоровья, а также повышение стоимости жизни в районах с низкой плотностью населения.