2010-е стали временем расцвета не только обычных сериалов с живыми актерами, но и анимационных шоу. Фарид Бектемиров называет 10 эпизодов из главных многосерийных мульт-проектов года, которые хоть сейчас можно выставлять в музее.
Важно отметить, что речь пойдет только о западной мультипликации; аниме и прочие восточные изыски в отдельном материале.
«СТРЕЛКА ВРЕМЕНИ» («КОНЬ БОДЖЕК». СЕЗОН 4, ЭПИЗОД 1)
Сериал Рафаэля Боб-Ваксберга никогда не боялся экспериментировать. Психоделично выглядит даже сама концепция его мира, почти неотличимого от нашего, с той лишь разницей, что здесь живут, работают и занимаются сексом друг с другом (в основном последнее) не только люди, но и антропоморфные звери. Причем, в отличие, скажем, от «Времени приключений», «БоДжек» не дает своей концепции «логического» объяснения: это просто художественный прием, позволяющий генерировать гэги в промышленных масштабах.
Структура отдельных эпизодов тоже далека от классической драматургии. Здесь есть «подводная» серия, где персонажи вынужденно молчат и почти все действие передается визуальными средствами. Есть серии, целиком состоящие из бэдтрипов. Или из монолога БоДжека на похоронах матери. Или даже из разговора с редактором навязчивой газеты, каждое утро появляющейся на крыльце главного героя. Но даже на этом фоне «Стрелка времени» выделяется своей психологичностью и новаторством.
Мы видим мир глазами матери БоДжека Беатрис, страдающей от деменции. Она живет словно в нескольких временных отрезках одновременно: маленькой девочкой, которую обижают одноклассницы, молодой девушкой, бросающей вызов правилам своего отца, взрослой женщиной, оказавшейся замужем не за тем человеком (точнее, конем) и не сумевшей полюбить собственного сына, однако где-то внутри сохранившей огонек сочувствия. Реальность распадается на глазах, образы перемешиваются, но один, самый важный, — горящая в камине кукла —остается с Бетти до конца жизни.
К четвертому сезону мы уже прекрасно знаем, что истоки трагедии Коня БоДжека лежат в его дисфункциональной семье. Именно в этой серии шоу делает заплыв на еще большую глубину, демонстрируя, как нелюбовь, словно ценная реликвия, переходит из поколения в поколение. Эту же тему исследовали и Звягинцев в одноименной «Нелюбви», и Маркес в «Ста годах одиночества», но только мультик с говорящими животными связал ее с общественной мизогинией: отец Беатрис, типичный «успешный мужчина», воспринимает дочь как еще один финансовый актив, а ее матери сделали лоботомию, сравнительно распространенную процедуру для американок того времени.
Альтернативные варианты: «Рыба, вытащенная из воды», «Бесплатные чуррос», «Это слишком много, чувак!», «Побег из Лос-Анджелеса».
«ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА», «ПЕСЬ ЗАДА И ПЛАМЕНИ», «СИСЬКИ И ДРАКОНЫ» («ЮЖНЫЙ ПАРК». СЕЗОН 17, ЭПИЗОДЫ 7-9)
Не сочтите за читерство, но эту трилогию, смешавшую «Игру престолов», консольные войны и повторяющийся из года в год хаос в «черную пятницу», можно воспринимать только как единое произведение. Как это обычно бывает с «Южным парком», никто не уходит без порции злобной сатиры: серии высмеивают и жадность корпораций, сознательно провоцирующих давку все новыми маркетинговыми ходами, и самоубийственное (в прямом смысле) стремление покупателей любой ценой получить заветную скидку, и абсурдные споры о тончайших различиях между двумя приставками.
Досталось и самой «Игре престолов», долгое время обещавшей зрителям драконов и зомби, но показывавшей только дворцовые интриги да обнаженку. Прилетело даже лично Джорджу Мартину, которого представляют как большого любителя потянуть время рассказами о неэрегированных пенисах. Рефрен с пенисами, правда, можно понять и метафорически: игра престолов, как и война консолей, в сущности, не что иное, как турниры по измерению членов.
Антураж трилогии оказался настолько удачным, что впоследствии именно его взяли за основу «Палки Истины» — первой игры по вселенной «Южного Парка», в создании которой приняли участие авторы мультсериала Трей Паркер и Мэтт Стоун.
Альтернативные варианты: трилогия «Енота и друзей», «Настало время сурьезности», «У тебя 0 друзей», «Группа в Китае».
«ОГУРЧИК РИК» («РИК И МОРТИ». СЕЗОН 3, ЭПИЗОД 3)
Добрую половину эпизодов «Рика и Морти» можно назвать новой классикой, но наш список не резиновый — пришлось выбирать. Возможно, более логичным решением было бы включить в него самую масштабную и сложносочиненную главу сериала — «Риклантидическую неразбериху», однако два момента заставили нас сделать другой выбор. Во-первых, события в Цитадели Риков мы уже по полной исследовали в отдельном материале, а во-вторых, едва ли они могут сравниться в меметичности с «Огурчиком Риком» (недавно даже выпустили чипсы с его вкусом!), 20-минутным ядерным боевиком о непобедимом огурце и силе научной мысли.
В этом эпизоде авторы отдали дань знаменитой франшизе о Джоне Уике, но вывели его ган-фу на принципиально иной уровень изобретательности (благо, анимация позволяет и не такое). Впрочем, серия хороша не только своим экшеном, но и критикой глухой психологической обороны, в которую часто встают высокомерные люди вроде Рика: он буквально целый день провел в канализации, убивая крыс и тараканов, лишь бы не разбирать семейные проблемы с психотерапевтом.
Альтернативные варианты: «Риклантидическая неразбериха», «Рикбег из Рикшенка», «Вспомнить Вэ СэЙо», «СтаРИК и седалище».
ЛУЧШИЕ МУЛЬТСЕРИАЛЫ [ВЫБОР РЕДАКЦИИ]
«СТРАННОГЕДДОН. ЧАСТЬ 3. ВЕРНЕМ ГРАВИТИ ФОЛЗ» («ГРАВИТИ ФОЛЗ». СЕЗОН 2, ЭПИЗОД 20)
Предпоследняя серия стала кульминацией всего двухсезонного проекта Алекса Хирша, собрав в Хижине Чудес практически всех персонажей из предыдущих эпизодов: от обаятельного Мультимедведя с боевыми мужикотаврами до получившего свободу бойсбэнда «Пару раз». Вместе эта разносортная компания перестраивает хижину, единственное место, защищенное от магии Билла Шифра, в нечто вроде японской мехи, задействовав даже скованного смолой тираннозавра и роботизированного змея Живогрыза. И пока эта машина для убийств бьется с приспешниками главгада – жутковато-забавными монстрами из другого измерения, — спецотряд, составленный из основных героев, ищет способ одолеть самого Билла.
Здесь есть все, за что мы любим «Гравити Фолз»: изысканный и подчас довольно черный юмор, изобретательный и особенно напряженный, учитывая повышенные ставки, экшен и долгожданные ответы на некоторые загадки, над которыми зрители ломали головы с первых серий. Разве что эмоциональный катарсис все-таки оставили на финальную часть.
Альтернативные варианты: «Не тот, кем кажется», «Восход Гидеона», «Странногеддон. Часть 2. Побег из реальности».
«Я ПОМНЮ ТЕБЯ» («ВРЕМЯ ПРИКЛЮЧЕНИЙ». СЕЗОН 4, ЭПИЗОД 25)
Сериал, поначалу казавшийся хоть и неглупым, но все же слишком абсурдным и детским, чтобы поднимать действительно сложные темы, за десять сезонов не раз удивил свою аудиторию. «Я помню тебя» стал одним из первых поистине душераздирающих эпизодов этого шоу, пролив свет на драматичную историю Снежного Короля. Одномерный мультяшный злодей, повернутый на похищениях принцесс, оказался почти шекспировским персонажем, заплатившим жестокую цену за спасение своей и как минимум одной чужой жизни — вампирши Марселин. Последняя переживает собственную трагедию, поскольку не может помочь потерявшему рассудок другу ничем, кроме трогательной песни авторства Ребекки Шугар («Вселенная Стивена»).
Мало найдется детских шоу, которые сумели бы создать столь пронзительную метафору потери связи с близким человеком из-за его ментального расстройства.
Альтернативные варианты: «Чего не хватало», «Принцесса Печенька», «Саймон и Марси».
«НЕИЗВЕДАННОЕ» («ПО ТУ СТОРОНУ ИЗГОРОДИ». СЕЗОН 1, ЭПИЗОД 10)
«По ту сторону изгороди» легко может номинироваться на статус самого душевного мультсериала современности. Патрику Макхэйлу, вдохновлявшемуся американской литературой 19 века и музыкой начала 20-го, удалось создать совершенно уникальную атмосферу. Она одновременно тревожная и успокаивающая, как будто на улице звучат адские раскаты грома, но ты в своей кровати надежно защищен теплым одеялом. Причем каким-то неведомым образом сериал умудряется не скатываться в мелодраматичность, сохраняя солидную долю юмора даже в самые пугающие моменты.
У шоу есть определенные сходства с «Твин Пиксом», хотя здесь не только совы, а буквально все — не то, чем кажется: птица — не птица, привидение — не привидение, злая тетушка Шепот — не злая, а люди в тыквенных костюмах — не люди. Последняя серия — «Неизведанное» — доводит этот принцип до высшей точки: не только все слова Зверя оказываются ложью, но даже само существование таинственного места за изгородью ставится под сомнение. Правда, намек на реальность происходивших там чудес все же дается.
Альтернативные варианты: «Колыбельная в стране лягушек», «Переполох в Поттсфилде», «Звон колокольчика».
ЛУЧШИЕ ПОЛНОМЕТРАЖНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ [ВЫБОР РЕДАКЦИИ]
«ОТВЕТ» («ВСЕЛЕННАЯ СТИВЕНА». СЕЗОН 2, ЭПИЗОД 22)
«Вселенная Стивена» — уникальный сериал во многих отношениях, и не только потому, что по проработке вселенной и истории он легко может сравниться с большими студийными проектами вроде «Звездных войн». Дело, прежде всего, в его отношении к маскулинности, сексуальности и гендерной идентичности.
Экшен-произведения с протагонистом мужского пола, от комиксов про Супермена до шпионских боевиков, обычно делают заметный акцент на его силе и ловкости. Даже если формально наш герой миролюбив, как, скажем, в «Аватаре: Легенде об Аанге», умение физически разбираться с врагами все равно будет одной из ключевых его черт.
В сериале Ребекки Шугар все иначе. Ни одна из суперспособностей Стивена не направлена на нанесение вреда другим: он умеет вызывать энергетический щит для защиты близких, исцеляет раны своей лечебной слюной, но, самое главное, обладает даром понимать, прощать и находить общий язык с врагами — неслучайно финальный эпизод из четырех частей называется «Измени свое мнение». А еще Стивен чрезвычайно эмоционален, не стесняется слез, объятий и других ярких проявлений эмоций, что опять же показывает совсем не ту версию маскулинности, к которой нас приучила поп-культура.
Однако выбранный нами эпизод — это не одно из приключений Стивена, а флэшбек его подруги Гранат, ставшей плодом слияния двух других самоцветов (инопланетян почти исключительно женского пола с потрясающими суперспособностями) — Рубина и Сапфира. В этой истории несложно распознать метафору положения представителей ЛГБТК+ в иерархичном и нетерпимом обществе: влюбленные самоцветы, которым нельзя быть вместе, сбегают из своего мира, объединяясь в нечто доселе неизвестное и, на взгляд их врагов, несовершенное, но на самом деле прекрасное и созданное из чистой любви. Даже на американском детском ТВ такой посыл встретишь не часто.
Альтернативные варианты: «Побег из Заточения», «Одна Бледная Роза», «Измени свое мнение».
CI («САМУРАЙ ДЖЕК». СЕЗОН 5, ЭПИЗОД 10)
Анимационный гений Геннди Тартаковски во многом стал известен благодаря «Самураю Джеку», истории о средневековом японском герое, который почти победил древнее зло в лице демона Аку, но был заброшен в далекое будущее, где его бессмертный враг установил свой тысячелетний рейх. После четырех сезонов сериал прервали буквально на самом интересном месте, и долгожданное завершение последовало только через 13 лет, когда Тартаковски уже в статусе признанного мэтра, снявшего «Войны клонов» и «Монстров на каникулах», снова взялся за фантасмагорическую историю самурая.
Пятый сезон превзошел все ожидания, оказавшись мрачнее, взрослее и глубже всех предыдущих. Спустя 50 лет Джек не постарел внешне, но потерял свой волшебный меч и надежду когда-нибудь победить Аку. На протяжении всего повествования самурай борется с одолевающими его безумием и отчаянием, мучается виной за первое убийство человека (до этого он сражался только с киборгами и нежитью) и даже всерьез раздумывает о суициде. В последней серии все вроде бы налаживается, и с помощью целой армии из персонажей, встречавшихся по ходу сериала, Джек выполняет изначальную миссию и возвращается в свое время, однако последний удар судьбы, отнимающей у него любимого человека, не дает свершиться хэппи-энду.
Концовка так шокировала фанатов, что они даже создали раскадровку альтернативной версии, где главный герой все же находит счастье. Однако этот вариант упускает из виду основную мысль, которую пытался донести Тартаковски: война, пусть даже с самым очевидным злом, не обходится без жертв.
Альтернативные варианты: XVIII: Джек и роботы-истребители, XXX: Джек и зомби, XCIV.
«ЯД КРАСНОГО ЛОТОСА» («АВАТАР. ЛЕГЕНДА О КОРРЕ». СЕЗОН 3, ЭПИЗОД 13)
Не будет большим преувеличением назвать «Аватар. Легенду об Аанге» важнейшим западным сериалом, созданным под влиянием аниме. Его авторы сумели найти почти идеальный ритм повествования, который в совокупности с многоуровневой историей, сложными персонажами и эпичными боевыми сценами полностью погружал зрителя в удивительный мир магии четырех стихий. Спин-офф «Легенда о Корре», хоть и сохранил многие черты великого предшественника, получился менее сбалансированным и несколько затерялся на его фоне.
И дело, возможно, не столько в том, что у Майкла Данте ДиМартино и Брайана Кониецко не хватило вдохновения на четыре сезона (изначально планировалось, что новая «Легенда» будет мини-сериалом), сколько в соотношении сил героев и злодеев: в отличие от Аанга, который всегда был в оппозиции к превосходящему в могуществе врагу, Корра по сути лишь отстаивала статус-кво, обороняя свою власть и силу от всевозможных революционеров. Вполне понятно, почему американские зрители сочувствовали такому сюжету меньше.
Однако отдельные серии «Корры» все же добирались до классического «аватарского» уровня, и последний эпизод третьего сезона, демонстрирующий решающую битву друзей Аватара с анархистами из организации «Красный Лотос», без сомнения, самый яркий из них. Воздушный бой главной героини, косплеящей Железного человека, с антагонистом сезона Захиром, уже вошел в число лучших дуэлей в истории анимации, а горько-сладкая концовка, в которой Корра побеждает, но остается сломленной физически и морально, задала нужный тон финальному сезону.
Альтернативные варианты: «Конец игры», «Начало начал. Часть 2», «День Колосса», «Последний оплот».
«ПРЕИМУЩЕСТВО СОННИ» («ЛЮБОВЬ, СМЕРТЬ И РОБОТЫ. СЕЗОН 1, ЭПИЗОД 1)
Сериал-антология «Любовь, смерть и роботы» стал одной из главных анимационных сенсаций года, поразившей новым уровнем компьютерной анимации и особенно прорисовки человеческих лиц (во многих случаях удалось избавиться даже от эффекта зловещей долины). Но сценарии серий несколько разочаровали, оказавшись по большей части вторичными и одномерными. Возможно, фантастические рассказы для адаптации были выбраны неудачно, а может, сказался слишком короткий хронометраж, не позволивший толком сопереживать героям, но за 18 серий на глаза попадается всего пара настоящих алмазов.
В их числе и «Преимущество Сонни», история девушки, участвующей в боях генетически модифицированных монстров и выплескивающей в них весь свой накопившийся гнев. Подход авторов сложно назвать изощренным: уже на первых минутах нам практически в лоб заявляют, что годзилоподобное чудище нашей героини олицетворяет ярость и боль жертв сексуального насилия, но это не делает метафору менее эффектной. К тому же здесь есть поистине неожиданная концовка (в отличие от более расхваленных эпизодов «Свидетель» и «За разломом Орла», где твисты просчитываются на раз) и единственная на весь сериал (к слову, весьма зацикленный на сексе) не-гетеронормативная эротическая сцена.
Альтернативные варианты: «Зима Блю», «Когда йогурт захватил мир», «Тайная война», «Доброй охоты».
Собираем для вас анимационные алмазы.
Ваш Дважды Два.