Найти тему
Your Maria Magdalene

Повесть о Горе-Злочастии

Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело Молотца во иноческий чин

Повесть дошла да нас в одном списке 17-18вв., найденном в 1856 году.
Она представляет собой тонический стих без рифм, написанный вне традиционных жанровых систем.
Памятник интертекстуален и восходит к народным песням и былинам. В самом тексте имеется две ведущие темы: судьба русского человека в целом и судьба русского человека Бунташного века, желающего взять от жизни все.

Давайте немножко разберемся с основным сюжетом:
Добрый безымянный Молодец напивается вусмерть в кабаке, его грабят и он становится несчастнейшим скитальцем, "гулящим человеком". Он всячески пытается найти свое место в жизни, но его преследует Горе-Злочастие и мешает в его целях, искушая на злые деяния. Впервые Горе явилось к герой в образе Архангела Гавриила и уговорило его изменить своей невесте. В этот момент и произошло духовное падение Молодца. Долго герой бегает от этого страшного существа, но в конце концов решает постричься в монахи, ведь Горю-Злочастию туда не войти: "Горе у святых ворот оставается, к молотцу впредь не привяжетца"

Параллельно с описанием жизни Молодца в повести представлены события Ветхого Завета: даже начинается повествование с грехопадения Адама и Евы. Автор связывает поступок первых людей с поступком своего героя, ведь тот тоже сам сделал свой выбор в пользу греха.

Автор неспроста не называет имени главного героя своего текста, он дает понять, что на его месте мог оказаться каждый человек того времени. Мы не видим перечня рек и гор, не можем определить, где происходит действие. Молодец для нас не хороший и не плохой, просто такой, как есть или каким создал его автор. Такой художественный прием используется, чтобы каждый мог представить себя в такой роли.
Как таковых характеристик Молодца мы тоже не видим, но зато мы во всей красе можем вообразить, что из себя представляло Горе-Злочастие: оно "босо, наго", "подпоясано лычком"; за героем ходит то "белым кречатом", то "серым ястребом", да еще и "с косою вострою". Образ Горя угнетает, но так и должно быть, ведь оно представляет собой все пороки человеческие.

Текст повести полон эпитетов, риторических оборотов и прочих прелестей речи; форма его не обычно, ничего похожего раньше не писали: это и фольклор, и легенда, и беллетристика.
После прочтения каждый сам для себя делает выводы, но есть и одна общая мораль: все мы сами выбираем свой путь и сами впускаем к себе Горе-Злочастие.

______________________________________________________________________________________

Ссылка на текст: http://philolog.petrsu.ru/filolog/prog/prog.html