Доброго времени суток друзья, сегодня я предлагаю Вам поговорить об истории и характеристиках трактора Т-150, Харьковского тракторного завода (ХТЗ). Ну а мы начинаем, начинать!
Все отечественное тракторостроение и в частности вся советская конструкторская мысль, как бы это не казалось сегодня была направлена на улучшение качества и внедрение в жизнь передовых технологий, почему же они не доходили и не приживались отдельные истории и сказки.
Колесный трактор Т-150, хотите, верьте, хотите нет, но это по тем временам уникальный трактор в мире, у него не существовало аналогов вообще. Конструктор из Харьковского тракторного завода, строили этот трактор с нуля. Перед конструкторами завода стояла задача, создать комплементарный трактор, что это означало, что трактор надо было сконструировать один, но с разными ходовыми частями и являющимся абсолютно идентичными по другим характеристикам.
Работы по созданию и конструированию трактора, начали на Харьковском тракторном заводе в 1967 году, под руководством главного конструктора Бориса Павловича Кашубы. Первые серийные трактора стали доступны для народного и сельского хозяйства в 1971 году, еще до завершения государственных испытаний, это означало, что доводка, исправление конструкторских "промахов" и какие-то улучшения тракторов проходили в реальном времени. Советскому народу трактор пришелся по душе, хотя конструкция была не то что не обычна, конструкция была по-просту уникальна, ведь подобных тракторов в мире еще не существовало.
Посмотрим более детально на Т-150, конструкция трактора. Остов трактора Т-150 состоит из двух полу рам соединенных между собой шарнирным механизмом, который в свою очередь позволяет им перемещаться друг относительно друга, в двух плоскостях. Полу рамы изготовлялись из продольных швеллеров и поперечных литых брусьев.
В передней части трактора, расположено в основном все под капотом. Силовая установка дизельный V-образный шести цилиндровый двигатель СДМ-60, Имеющий мощность в 165 лошадиных сил и рабочий объем 11 литров. Масляный насос шестереночный двухсекционный, в качестве фильтра используется полно-поточная центрифуга.
Также на передней полу раме установлена муфта главного сцепления, с проставачным корпусом. Коробка передач, а так же раздаточная коробка образуют единый блок. За кабиной расположили топливный бак. Передний мост трактора Т-150 крепятся к полу раме на рессоры, ход моста вверх ограничивается резиновыми буферами иногда вместо них устанавливали гидро амортизаторы.
Задний ведущий мост, крепится к полу раме жестко, в этом тракторе в принципе вообще все жестко. Так как основная нагрузка при работе чаще всего ложится именно на заднюю часть тракта, задний мост сделали без амортизации.
Внутри моста спрятаны редукторы планетарного типа, в сборе с колесными тормозами. Так же на задней полу раме устанавливался редуктор вала отбора мощности, с независимым приводом. Привод к редуктору осуществляется карданной передачей. Капот трактора получился высокий и, для того чтобы залезть на верх, предусматривалась подножка.
В кабине трактора просторно, относительно комфортно, сиденье водителя трактора подрессорено, приборы стандартные механические. Так же кабина трактора шумо, пыле и вибро изолирована, по тем временам просто верх инженерии и комфорта, а по нашим вполне терпимо, кабины имеет широкое остекление. Позднее на трактора Т-150, начали устанавливать каркас безопасности.
У трактора гидромеханическая трансмиссия, КПП четырех диапазонное, три вперёд и одна назад, восьми скоростная, с валом отбора мощности, для привода навесного оборудования трактора. Трактор Т-150 полноприводный, но основные ведущие колеса задние, при движении по бездорожью, водитель может подключить передний мост прямо из кабины и вот тогда сто пятидесятый и попрет бодро, но не везде, провалится, не провалится, но на месте елозя колесами сам себя может закопать.
Шины на тракторе установлены низкого давления. Руль поворачивает трактор телом, предположим, при повороте налево один цилиндр сжимается, а второй разжимается и заламывает трактор в нужную сторону, но при всем этом усилие на руль водителем минимально. Трактор Т-150 имеет в своем активе пять наград, на международных сельскохозяйственных выставках. Его создатель Борис Павлович Кашуба, был удостоен звания и лауреата гос премии Советского Союза.
Но при огромном количестве плюсов у данного трактора были и серьезные минусы. С они мимо Например трактор имел очень большой расход топлива, но с этой проблемой можно было мириться. А вот с другими такими, как большой вес, а его вес на минуточку более восьми тонн и способность зарыться на ровном месте, все же мирились, но неохотно. Но все его недостатки перекрывались, его надежностью, при должном и своевременном уходе.
Данный трактор поставлялся не только на просторы Советского Союза и стран соц лагеря, но так же и в Соединенные Штаты Америки, Канаду, Австралию, Азию и Европу, было поставлено свыше 23000 экземпляров. Где трактор успешно эксплуатировался, так как подобной техники в мире ни кто на тот момент не выпускал.
А на сегодня все, до новых встреч друзья. Ну, а если Вам понравилась данная статья, оцените ее пальцем в верх и/или своим комментарием, а так же не забывайте подписаться на наш канал, что бы не пропустить новые статьи. Ну а пока, пока!