Автором знаменитого "Имперского марша", равно как и остального саундтрека в эпопее "Звёздные войны" является американский композитор Джон Уильямс (John Williams). Он также написал музыку к другим культовым фильмам, таким как: "Индиана Джонс", "Гарри Поттер", "Челюсти" и "Парк Юрского периода". Уильямс считается самым успешным кинокомпозитором в истории и ... чемпионом по обвинениям в плагиате. Разберём некоторые из них, а в конце послушаем.
Обвинение номер 1. Заглавная тема, звучащая во всех частях "Звёздных войн" заимствована у американского композитора Эриха Корнгольда.
Кроме сочинения опер, концертов и камерной музыки Корнгольт довольно продуктивно писал для кино. Его киномузыка отмечена богатым мелодизмом, лирикой и сложным полифоническим письмом. В 1936 и 1937 годах он получал Оскара за свои работы. Зрители обращают внимание на интонационную схожесть главной темы "Звёздных войн" с саундтреком к фильму "Kings Row" 1942 года.
Обвинение номер 2. Тема любви Хана Соло и принцессы Леи очень напоминают секвенции из Скрипичного концерта Петра Ильича Чайковского.
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор (соч. 35) был создан Чайковским в 1878 году, во время пребывания композитора в швейцарском Кларане. Там он поправлял своё психическое здоровье после неудачной женитьбы на Антонине Милюковой. Сходство темы любви "вождей" повстанцев отмечается с побочной партией первой части концерта.
Обвинение номер 3. Тема из фильма "Один дома" заимствована из русского танца балета Чайковского "Щелкунчик".
В основе и фильм, и балета лежит рождественский сюжет. Совпадение музыки не вызывает удивление.
Обвинение номер 4. Тема из фильма "Челюсти" повторяет начальные такты Девятой симфонии Антонина Дворжака.
Девятая симфония - шедевр позднего романтизма. Произведение было написано вдали от родины, во время пребывания композитора в США и получило программное название "Из Нового света". Музыка симфонии необычна. Дворжак широко использовал в музыкальной ткани традиции американской культуры, в частности негритянских песнопений. В тоже время крепкие славянские корни композитора дают симфонии незыблемую основу.
Обвинение номер 5. Тема пустыни на Татуине из "Звёздных войн" позаимствована из "Весны священной" Игоря Фёдоровича Стравинского.
Во время странствования друзей-дроидов R2-D2 и C-3PO по пескам планеты Татуин звучит музыка, которую трудно с чем перепутать. Это мотивы из знаменитого балета Стравинского "Весна священная". Премьера балета, состоявшаяся 29 мая 1913 года в театре Елисейских полей под управлением Пьера Монте, привела зрителей в шок. Кстати, Стравинскому приписывают крылатую фразу о плагиате: хороший композитор не подражает, он ворует.
А теперь слушаем:
Да! Про "Имперский марш" забыл написать. Хотя ... только ленивый уже не называл первоисточники его харизматического звучания.
Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.
При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!