Найти тему

Swizz Beatz и Алиша Киз: звезды хип-хопа меняют рынок искусства

Алиша Киз и Дин Кассин Swizz Beatz в своем доме в Нью Джерси
Алиша Киз и Дин Кассин Swizz Beatz в своем доме в Нью Джерси

Алиша Киз и ее муж Дин Swizz Beatz Кассин, мега-продюсер хип-хопа, — заядлые коллекционеры современного искусства. Благодаря их многочисленным приобретениям, которые уже получили название «Коллекция Дина» (Dean Collection), они создали сообщество «покровителей» вокруг художников, которых они поддерживают.

За последние десять лет в «Коллекцию Дина» вошли более 1000 работ. Она представляет собой интригующее сочетание признанных и начинающих художников из США и Латинской Америки: Керри Джеймс Маршалл, Кеинде Уайли, KAWS, Джеффри Гибсон и Ансель Адамс.

Темы работ часто затрагивают вопросы власти, истории, расы и пола — каждая из них имеет глубокий личный смысл для Дина и Алиши.

Henry Taylor, Cornerstone
Henry Taylor, Cornerstone

В коллекции много картин женщин-художников: Toyin Ojih Odutola, Дина Лоусон и Дебора Робертс, а также художников-самоучек, например, молодого художника Реджинальда Сильвестра II.

Как все начиналось?

Творческое видение и страсть к коллекционированию пришли к Дину не совсем «правильным» образом.

Когда он добился успеха в 18 лет, создав мега-хит для DMX — Ruff Ryders' Anthem и работал над альбомами для Jay-Z, Busta Rhymes, Eve и Cam'ron, он заметил, что искусство имеет значение для людей, которыми он восхищается. Дин пригласил в гости своего музыкального руководителя Клайва Дэвиса и хотел произвести на него впечатление. «Я хотел, чтобы что-то висело на моих стенах», — говорит Дин.

С дредами на голове и широких рэперских штанах он начал ходить по галереям, задавая «глупые» вопросы: например, как люди платят 50 000 долларов за маленькую фотографию в рамке. Его не воспринимали серьезно, пока он не приобрел «Банки с супом Кэмпбелл» Энди Уорхола. В дальнейшем те первые покупки Дин оценит как ничего не значащие для него: «У меня не было внутренней связи с теми работами, это был хайп».

«Коллекция Дина»

Быть начинающим художником сложно: можно остаться незамеченным и не найти признания во время жизни. «Слишком много талантов — музыкантов, художников, скульпторов, танцоров — которые так много сделали для культуры и, к сожалению, умерли ни с чем», — говорит Алиша. Она и Дин считают своим долгом поддержать «своих» и тем самым расширить культурное наследие.

Теперь «Коллекция Дина» стала одной из самых важных в мире по количеству работ афро-американских художников: Лорны Симпсон, Деррика Адамса, Микалина Томаса и Нины Шанель Абни.

Дин и Алиша, в отличие от многих других коллекционеров, не скрывают свои приобретения. За новинками можно следить в аккаунте Инстаграма @thedeancollection, где пара публикует картины и дает их краткое описание.

Dean’s Choice и другие инициативы

Dean’s Choice — это одна из концепций, которую пара разработала для Sotheby's, чтобы отдавать часть прибыли с продаж художникам (обычно художники от таких сделок не получают ничего).

В 2018 году они запустили инициативу по предоставлению грантов — St(art)ups, которая дает 5000 долларов на организацию собственных выставок 20-ти художникам по всему миру.

В сентябре этого года грант выиграла начинающая российская художница из Нижнего Новгорода Art by Rada. В своих работах Рада воссоздает загадочную атмосферу болотистой местности Луизианы, объединяя легенды афро-карибской мифологии, эстетику викторианской эпохи, ритуальные сцены и персонажей фольклора русского севера.

В следующем году у пары в планах запустить приложение под названием Smart Collection — платформы на основе подписки, где художники получают полную выручку с продаж своих работ. Эту концепцию Дин разработал в Гарвардской школе бизнеса, чтобы помочь художникам, у которых нет возможности выставлять свои картины в галереях, показывать и продавать свои работы.

Алиша Киз и Дин Кассин Swizz Beatz в своем доме в Нью Джерси. Источник: ARTnews
Алиша Киз и Дин Кассин Swizz Beatz в своем доме в Нью Джерси. Источник: ARTnews

Кроме того, они планируют создать свободное образовательное пространство для творческих людей любой расы и национальности — Creativeland, где будут разрабатываться идеи для развития искусства, технологий и бизнеса. Там будет место для выставок, концертный зал, классные комнаты и жилое/рабочее пространство для посетителей. Главная цель этого проекта — инклюзивность: сделать искусство более доступным и выигрышным для всех.

Своей деятельностью Алиша и Дин открыто и громко заявляют о правах художников и несправедливой ситуации на рынке. Они надеются, что их инициативы станут популярными и послужат призывом к «настоящим покровителям» искусства. Можно сказать, что они формируют новое определение роли коллекционера: стремятся разнообразить историю искусств и сделать так, чтобы работы художников попадали в значимые коллекции, чтобы художники могли общаться и обмениваться опытом с теми, у кого их творчество находит отклик.

«Как и в музыке, в искусстве нет деления на плохое и хорошее: либо оно влечет и апеллирует к внутреннему миру, либо нет — и тогда мы проходим мимо», — Дин Кассин.

Автор: Валерия Маркова