Шел август 1999 года. После ряда дебатов с правительством нашей республики и представителями специализированного учреждения ООН ЮНЕСКО, курирующие вопросы образования, науки и культуры нашу Республику Башкортостан приняли в ее члены. И почти сразу, как говорится, «как кур в ощип», нам было предложено участвовать во Всемирном форуме ЮНЕСКО, проходящему в городе Екатеринбург. Но коль это был правительственный уровень, то подготовка команды для участия в нем прошла благополучно. Команда наша состоящая почти из полсотни делегатов и была поистине «разношерстная», но интересная и разноликая - от учащихся школ до академиков. В те годы я являлся Президентом фонда ЮНЕСКО по РБ Комитета РБ по делам ЮНЕСКО ООН.
Вместе со мной в одном автобусе ехал человек небольшого роста, худощавый ни чем не отличающийся от остальных. Сидя на кресле рядом с ним, как бы в противовес ему, выделялся настоящий батыр – высокий, мощный мужчина.
Нашу делегацию, словно родных, встретила диаспора башкир, живущая в Свердловской области. Люди были разного возраста. Их было много, но все они составляли единую, как бы семейную компанию. Было видно, что для них эта встреча была великим счастьем. Ощущать мгновенья истинных, а не казенных и показушных откровений праздника. Чувствовалось, что здесь нас ждут, волнуются и любят. И все это без фальши и лести. Звучала музыка – играли кто на чем – тальян-гармони, на курае иль кубызе. Кроме истинно башкирских танцевальных мелодий звучала русская и другая не менее зажигательная музыка.
Лишь открылись двери автобуса, как на нас хлынул восторг встречающих. И этот худощавый мужчина, с которым я вскоре близко познакомился, пустился в пляс – всем стало ясно, что он человек не новичок в этом деле. Им оказался Зуннур Газизович Ураксин, языковед, писатель, общественный деятель, академик АН РБ, доктор филологических наук. Было видно, что его знают и ценят за открытость в общении с простыми людьми.
Случилось так, что в номере гостиницы я оказался вначале с известным и близким мне по духу учителем математики Романом Хазанкиным, а затем и тем батыром – Робертом Загретдиновым.
Наутро, откуда, ни возьмись, появилась его жена заслуженная артистка республики и увела его от нас в известном только ей направлении. Потом встречались мы с ним неоднократно, но встречи были мимолетными.
Наступило время закрытия Всемирного форума ЮНЕСКО с заключительным концертом его участников. Я не побоюсь этого слова –«жемчужиной» его стал он – артист, основатель концертно-импровизационного стиля игры на кубызе Роберт Загретдинов. Его исполнение отличалось техническим совершенством, изощренной ритмикой и тонкой тембровой нюансировкой. Он первым в республике, вывел этот
инструмент на профессиональную сцену, на которой выступал многие десятилетия. И вот он предстал во всей своей красе перед участниками Всемирного форума, на котором были представители более сотни государств мира членов ЮНЕСКО.
Облаченный в национальный костюм украшенный золотыми вышивками башкирских орнаментов, лисьей шапке на голове, высоких, очевидно яловых сапогах, с кураем и кубызом в руках, он, пройдя через весь зал, появился на сцене Свердловского государственного областного Дворца народного творчества. То, что он стал творить, используя возможности курая и нескольких меняющихся в его руках кубызов, словами передать не возможно.
Для меня знакомого с башкирской музыкой и имеющего музыкальное образование, слышавшего исполнение многих кураистов и кубызистов открывались новые просторы Урала, его лесов с его обитателями. Виделись яркие вспышки солнечного света и мягкая подобная акварельной живописи ковыльная степь. Согревающей душу и радующая слух имитация скрипа деревенской телеги и похожую на ее звук песню коростеля. А что он творил с трелями соловья, кукованием кукушки и подражаниям вроде бы не музыкальных звуков – петуха, оповещающего о наступлении утра, мычанию коров и блеяние коз и овец, и прочего, о чем обычный человек даже и представить не может.
Помимо этого звучала национальная музыка ряда зарубежных стран, представители которой находились в зале. Все ему удавалось на славу. Он был в явном «кураже». Невольно вспомнилась юмореска об исполнении на курае, прозвучавшая с национальным акцентом много лет тому назад.
- Одна красивая башкирка играл Шопен на палке с дырка! И как играл!
Если отбросить шутки, владение этим инструментом позволяет исполнять даже некоторые классические произведения.
Мир творческих фантазий Роберта Загретдинова был полон колдовства, мечтательного настроения и магического ритма олицетворяющего самое понятное всему человечеству – многообразию природы и человеческих чувств. Его долго не отпускали со сцены, отдавая тем самым дань его таланту яркому представителю нашей республики.
Сейчас имя Роберта Загретдинова известно не только в республике, но и далеко за ее пределами. Его кубызу аплодировали любители народного творчества разных уголков России и зарубежных стран. Вот что опубликовано в internet.
«На Всемирном международном фестивале традиционных народных инструментов, который состоялся в 1991 году в Якутске, Роберт Загретдинов был удостоен звания «Виртуоз – кубызист мира». На другой международный фестиваль в 1998 году, прошедший в Австрии, музыкант был приглашен уже в качестве члена жюри. Здесь ему было присвоено почетное звание «Мастер международного класса по кубызоведению», что дало ему право вести мастер-классы в любых музыкальных учебных заведениях мира. Уроки мастерства уже состоялись в Австрии, Бельгии, Болгарии, Голландии, Польше, Швейцарии. С гастрольными поездками Роберт Загретдинов побывал также в Германии, Италии, Монголии, Норвегии, Швейцарии, Финляндии».
За заслуги в области культуры ему присвоены почетные звания заслуженного работника культуры Российской Федерации и Республики Башкортостан. Является лауреатом Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.