7. Ученик мотивирован, стремится обучаться, знает, что приобретаемый навык повышает его статус.
Как заинтересовать детей обучением? Как заставить их заниматься предметами, которые их не интересуют и которые не даются им легко? Вопрос мотивации к действию стоит очень остро. Без мотивации обучение невозможно даже начать, не то что существенно продвинуться или добиться хороших результатов.
Убедитесь, что ваши занятия соответствуют уровню развития мозга ребенка. Как мы помним 0-3 года – правополушарные занятия (чувственное восприятие, общение), 4-6 лет – левополушарные занятия (порядок, логика, буквы и цифры)
При организации занятий учитывайте, что все существующие науки возникли не просто так, а решая какую-то практическую задачу. Обучайте ребенка тому, что будет помогать удовлетворять его потребности. Наблюдайте за предпочтениями ребенка и предлагайте различные способы решения интересующих его задач. Маленькие дети обычно ориентированы на познание, им нравится исследовать мир, пробовать все на вкус, забираться в новые места. Старайтесь мудро управлять этим исследовательским интересом, с одной стороны контролируя безопасность, с другой – не ставя слишком жестких ограничений, чтобы не погасить стремление к познанию.
Полезно находиться в группе детей, которые умеют чуть больше, чем ваш ребенок. На детской площадке обращайте внимание ребенка на навыки детей, которые чуть старше его. Здесь начинает работать понятие статуса. Когда ребенок сможет, например, самостоятельно забраться на большую горку, сделать «как большие», то он добивается более высокого статуса, а это чрезвычайно мотивирует.
Вы же наверняка замечали, как младшие братья и сестры повторяют за старшими. Используйте это естественное стремление для мотивации к обучению.
К начальной школе роли левого и правого полушарий выравниваются, но как правило у каждого человека есть свои склонности и свои сильные и слабые стороны. Мотивация к занятиям в этом возрасте должна быть комплексной. Ребенок должен понимать какую конкретную задачу он сможет решить сразу после приобретения навыка. В этом вам снова поможет схема обучения и наблюдения за склонностями ребенка. Полезно также регулярно знакомиться с новыми разделами знаний, чтобы ребенок смог обнаружить свои новые сильные стороны, которые не проявились при изучении предметов начальной школы.
В подростковом возрасте для успешной мотивации необходимо учитывать фактор социальной интеграции. В этом возрасте значимость статуса среди сверстников возрастает до максимума. Нужно понимать, что вы легко сможете привлечь подростка заниматься тем, что повысит его значимость среди сверстников и практически невозможно заставить его делать то, что никак не поднимает его статус. Модифицируйте знания, находите нестандартные решения. Новизна, тяга к творчеству, повышенная чувствительность и социальная активность – вот основные параметры, задействовав которые в процессе обучения вы сможете мотивировать подростков. Это сложная задача, но важность ее успеха невозможно переоценить.
Подробнее о мотивации в разных возрастах читайте в книгах Д. Сигела
«Воспитание с умом», Эксмо, 2014
«Растущий мозг», Эксмо, 2016
#осознанноеродительство #формулаобучения #обучениедошкольников #книгидляродителей