Найти тему
Вадим Марушин

Волшебная дудочка башкир. Часть первая. Многоголосье музыки и звуков в руках талантливого человека.

Есть люди, с которыми я был лишь мельком знаком, но они по сей день оставили свой след в моей памяти. Таким человеком, к сожалению, ушедшим в мир иной, был известный музыкант. Он слышал музыку природы и леса, пропуская ее через свое сердце, исполняя ее на нехитрых народных инструментах – курае и кубызе. Им был Роберт Загретдинов – самородок из небольшой башкирской деревни. Да, я не оговорился, употребив выражение – многоголосье природы и музыки. Оно разнообразно. И звуки, собранные воедино, состоящие из сочетаний самых разных вкраплений, издаваемых лесом, его обитателями и окружаемым его миром составляют единую гармонию природы. Я долго думал, – как представить себе музыку леса? Какими словами выразить определение этому природному феномену? Как можно человеку изобразить и довести до слушателя осязаемое восприятие всего, что ему знакомо с детства? Но это оказалось подвластно таланту «колдовства» музыканта, который использовал незамысловатые народные инструменты – курай и кубыз. Благодаря таланту исполнителя осязаемо, слышны звуки просыпающихся деревень, шепот листвы деревьев и кустарников. Животворное журчание воды в ручье, перекатывающие по дну мелкие камушки. Грудные песни иволги и посвисты мелкой пернатой братии порхающей с ветки на ветку. Ритмичные звуки пересмешников-кукушек, словно играющих в прятки с теми хозяевами гнезд, что оставили их без должного присмотра. Петушиные крики и скрип телег, мычание стада коров, идущего к водопою и многое другое, окружающее нас. И, представьте себе, это лишь частица тех звуков, которые мог имитировать этот музыкант, используя лишь маленький, почти не видимые в его руках инструменты кубыз и курай - «башкирскую флейту – дудочку». Вспомните, навскид, сколько музыкальных, художественных, литературных и иных произведений искусства великих композиторов, художников, поэтов и писателей воспевало природу родного края в своих произведениях. Неувядаемые «Сказки Венского леса» – И.Штрауса, «В лесу прифронтовом» М. Блантера и поэта М. Исаковского. Великого П.И. Чайковского и итальянского композитора Вивальди, написавших не забываемые музыкальные произведения с одним и тем же названием: «Времена года». Поразительное напутствие нам дал писатель Михаил Пришвин, сказав - «Чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Но на первом месте должны быть Родина и родители, затем дети и семья, и лишь потом все родственники и друзья». А не задумывались ли вы о том, что без участия леса не могли бы звучать скрипки, виолончели и ряд других народных щипковых инструментов. Но не только деревья обладают музыкальными свойствами. Свидетельством этому является зонтичное травяное растение курай, растущее по опушкам леса иль, схоронившись от буйных ветров за спиной глубоких оврагов и речных крутояров. Издавна башкиры-умельцы самостоятельно изготовляли этот не замысловатый музыкальный инструмент – курай. Какая же была у этой травы смелость, чтобы так о себе заявить! Традиционный курай изготавливают из прямого, высушенного полого стебля растения длинной около 1 метра. По своему виду он напоминает флейту, но башкирский курай, в отличие от подобных инструментов, имеет свои личные характерные черты, позволяющие ему считаться не только национальным инструментом, но и своеобразной визитной карточкой Башкортостана, своим соцветием, внесенным в эмблему нашей Республики Башкортостан. Это один из немногих случаев в мировой практике, когда музыкальный инструмент включен в государственную символику. В умелых руках исполнителей и, благодаря своей фантазии, башкирские музыканты - кураисты могли использовать для исполнения народных мелодий любой трубчатый предмет. Например, известен случай, когда при штурме крепости Ак-Мечеть башкиры в качестве курая использовали стволы ружей, а во время Великой Отечественной Войны 1941-45 годов – металлические трубки с двигателей сбитых фашистских самолетов. Другим музыкальным инструментом, изготовленным из древесины, а впоследствии изготовляемым из металла является небольшой, умещающийся в ладошке – инструмент КУБЫЗ. Он позволяет виртуозно изображать связь человека и природы. Это один из древнейших музыкальных инструментов уходящий своим происхождением в далекую эпоху позднего неолита. Археологи полагают, что этот инструмент обрел свою популярность десятки веков назад. У него существует множество моделей, которые отличаются своими размерами, особенностями конструкции, тональностью рождаемых мелодий, а это не что иное, как находка для народных исполнителей этнической музыки! Более того, утверждают, что игра на нем благотворно воздействует на здоровье человека. Считается, что особые вибрации, которые возникают при игре, обладают лечебным эффектом. Благодаря этому можно сохранить крепкие зубы, развить правильное дыхание, избавиться от стресса. Примечательно, что научиться играть на нем очень просто и говорят, что это и ребенку под силу. Продолжение в следующей публикации