Найти в Дзене
Виктория Лужнова

Недетские игры в советском кинематографе

«Плюмбум, или опасная игра» - драма Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе 1987 года. Плюмбум – это свинец в переводе с латыни. Такое прозвище берёт себе пятнадцатилетний школьник Руслан Чуйко (Антон Андросов). «Санитар, родной город от мрази чищу», - так описывает себя сам юноша. Он подобен свинцовой пуле – маленькой и сделанной из мягкого металла, но крайне смертоносной. Фильм повествует о том, что происходит с человеком, когда в его руках оказывается слишком много власти. Особенно страшно, когда эта власть находится в руках ребёнка. «Гнать, держать, терпеть, обидеть. Слышать, видеть, ненавидеть. И зависеть, и вертеть, да еще дышать, смотреть», - всем известная школьная рифмовка глаголов-исключений стала страшным правилом жизни юного следователя. Он стремится к справедливости. По его мнению, цель всегда оправдывает средства, даже если они жестоки. По сути, Чуйко возомнил себя сверхчеловеком времён СССР: непоколебимым, имеющим право распоряжаться чужими жизнями ради высшей цели – бл
Постер к фильму
Постер к фильму

«Плюмбум, или опасная игра» - драма Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе 1987 года. Плюмбум – это свинец в переводе с латыни. Такое прозвище берёт себе пятнадцатилетний школьник Руслан Чуйко (Антон Андросов). «Санитар, родной город от мрази чищу», - так описывает себя сам юноша. Он подобен свинцовой пуле – маленькой и сделанной из мягкого металла, но крайне смертоносной. Фильм повествует о том, что происходит с человеком, когда в его руках оказывается слишком много власти. Особенно страшно, когда эта власть находится в руках ребёнка. «Гнать, держать, терпеть, обидеть. Слышать, видеть, ненавидеть. И зависеть, и вертеть, да еще дышать, смотреть», - всем известная школьная рифмовка глаголов-исключений стала страшным правилом жизни юного следователя. Он стремится к справедливости. По его мнению, цель всегда оправдывает средства, даже если они жестоки. По сути, Чуйко возомнил себя сверхчеловеком времён СССР: непоколебимым, имеющим право распоряжаться чужими жизнями ради высшей цели – благополучия родного города. Герой ведёт двойную жизнь, в один день он может быть примерным отличником, общественным деятелем и шпионом, сдающим преступников органам власти. Казалось бы, а что в этом плохого? Дело в том, что в своей деятельности Руслан часто забывает от человечности, откровенно не по-детски издеваясь над людьми. Ради собственного удовольствия он позволяет себе непристойности по отношению к Ткачихе (Лариса Шинова), манипулирует Марией (Елена Яковлева), заставляя её то покукарекать, то раздеться. Мария всё же смогла уговорить мальчика не сажать своего жениха за решётку, выполнив все унизительные просьбы. Но мужчина всё равно оказался за решёткой, пусть юный следователь самостоятельно не сдал его полиции. Всё же он поспособствовал этому результату, ввязавшись во взрослую игру. Изменил ли свою позицию Руслан, разрушив жизнь Марии, её жениха и ребёнка? Нет, ведь на следующий день он начинает новое дело.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Подобно Павлику Морозову, Чуйко, уличив своего родного отца в браконьерстве, собственноручно «шьёт» ему дело, хотя буквально прошлым вечером проводил с ним тёплый семейный вечер. В этой ситуации перед ним встал нравственный выбор: семья или верность принципу? Герой непреклонно продолжает служить своей идее, его ничего не в силах остановить, даже риск потерять родного человека. Ему присуще взрослое аморальное поведение, да и игра, которую он ведёт, действительно опасна, так как он распоряжается судьбами других людей. Какова же цена этой ослепляющей цели «санитарства»? На этот вопрос отвечает финал фильма. По вине Руслана погибает совершенно невиновная Соня, искренне любящая его. Остановит ли это Руслана? Вряд ли. Пусть финал и открытый, зритель понимает, что герой готов шагать по головам, не считаясь ни с друзьями, ни с родными, следуя за целью. Фильм учит тому, что нужно в любой ситуации нужно быть человечным, гуманным. Конечно, преступники должны понести наказание, но никому нельзя над ними незаслуженно издеваться, ведь они тоже люди. Ни одна цель не должна затмить в человеке добро и понимание.