Найти тему

Пост для монаха и для мирянина, совсем разные вещи

Многие СМИ в прошедшие выходные опубликовали рассуждение Святейшего Патриарха Кирилла, озвученное им на прошедшем годовом епархиальном собрании Московской городской епархии, относительно поста. Суть сводится к выводу о том, что пост для монаха и мирянина это различные вещи. Вроде бы ничего нового, но все же давайте разберемся в этом вопросе поподробней.

Устав о посте исторически формировался для монастырей. Это важно. Поскольку в богослужебной традиции считается что трапеза - это продолжение богослужения, то и устав о постах и трапезах содержится в Богослужебном Уставе, который в Русской традиции получил название Типикон. Именно там встречается известный всем православным термин "сухоядение", определяющий самый строгий вариант поста. Само по себе монастырское происхождение правил о посте уже говорит нам о том, что тоже самое сухоядение едва ли может быть применимо в оригинальном виде к постной трапезе людей, проживающих в миру. Например монахи не едят мясо в соответствии с монашескими обетами. Поэтому не есть мясо в пост для них не ограничение, поскольку они его не едят и вне поста. И совершенно закономерным является боле строгое ограничение для них в пище в период поста. Другое дело миряне. Сам по себе отказ от продуктов животного происхождения для мирян уже подвиг. И поэтому для того чтобы мирянину поститься не нужно никакого сухоядения.

Теперь о духовной составляющей непосредственно ограничения в пище. Смысл ограничения в пище постом не в "умерщвлении плоти", как иногда говорят особо ревностные православные. Плоть человека, живущего в обычном мире, умерщвлять бесполезное занятие. Смысл телесного поста для мирянина должен состоять в аскезе, то есть в отказе от более приятного в пользу потребного. В случае с пищей речь идет об отказе от более вкусной пищи, которая приносит, если хотите, большее гастрономическое удовлетворение, в пользу более простой. Если человек переходит с говяжих стейков на гречку с луком - он постится. А если человек переходит с говяжих стейков на, формально не запрещенные постом, креветки темпура в соусе терияки, то вопрос о том постится ли такой человек остается открытым... .

Сама по себе аскеза конечно приносит пользу христианам с точки зрения христианской нравственности. Ну в том смысле, что после вкусного ужина под бокал вина едва ли пойдет молитва или будут спориться дела милосердия, ну понимаете... Нужно не забывать, что когда мы постимся, мы делаем это в знак памяти того или иного события в истории веры и Церкви, и если говорить проще, в знак христианской солидарности с последователями христианства, такие посты установившими. Скажем, круглогодичный пост мирян в среду и пятницу установлен в знак сострадания Спасителю, который в среду был предан и в пятницу распят на Кресте. Именно поэтому когда мы постимся, то не нужно забывать смысловую связь нашего телесного поста с духовными причинами его установления.

Теперь о практике. Неясность современных правил о посте породила много разных трактовок, благодаря чему многочисленные календари постов и трапез, печатаемые различными издательствами, содержат порой противоречивые сведения о том как поститься правильно мирянам. А в ряде случаев советы о посте вообще сводятся к тезису "Как батюшка благословит". Мы не будем сейчас говорить о том что совсем не стоит заниматься постом беременным женщинам, горнякам, больным или экипажам морских большегрузов... Скажу лишь что практика, когда беременная женщина идет к священнику и просит благословения не соблюдать пост в силу своего положения, считая что только после этого ее послабления в посте не будут грехом, порочна и не находит никакого разумного начала... Бред да и толко.... Совершенно ясно, что естественные причины, связанные с здоровьем, физиологией, тяжелым физическим трудом или ограниченными условиями внешней среды не требуют никакого дополнительного благословения на послабление поста. Такое благословение Церковь дает в в принципе. В этих случаях степень ограничений в пище должна определяться человеком самостоятельно, исходя из баланса между необходимостью (или указаниями врачей например) и собственным духовным ощущениям, не в ущерб ни тому ни другому.

Если говорить именно о еде, то нужно указать основное. Для мирян совсем неприемлема такая степень поста как сухоядение. Для всех остальных случаев кто хочет поститься "как положено", мирянам постом возможно ежедневно употреблять пищу с растительным маслом, а кроме постных среды и пятницы - рыбу (за исключением Великого поста). В остальном все зависит от степени личного духовного развития человека и обстоятельств его жизни.