Найти тему
Слова и музыка Матецкого

ALICE COOPER: ХОЛОСТОЙ ВЫСТРЕЛ ИЗ «ЗОЛОТОГО ПИСТОЛЕТА»

Когда я познакомился с Элисом Купером (Alice Cooper) в Лос-Анжелесе в конце 80-х, то сразу обратил внимание, что никто его Элисом не зовёт: к нему все обращались как Винс (Vince). Оно и понятно – его настоящее имя Винсент Фурнье (Vincent Furnier), так что сокращение Винс очень даже было естественным.

-2

Да и тот факт, что Alice Cooper – это, скорее, название группы, чем имя собственное, тоже мне стало как-то сразу там, в LA, понятно: всё-таки в Москве, в 70-е, когда альбомы артиста/группы гремели по полной, никто над этими тонкостями особенно не задумывался.

-3

Пара слов по поводу старых альбомов под брендом Alice Cooper: начиная с Love It to Death (1971) группа разрабатывала свой слегка экспериментальный, слегка психоделический рок – и всё это под чутким руководством молодого продюсера Боба Эзрина (Bob Ezrin). Постепенно музыканты «выковали» свой классический sound: мощный гитарный рок в сочетании с вполне мелодичными песнями. И всё это было спето в характерной иронично-сатирической манере Элиса. 

В течение следующих трёх альбомов: это были Killer (1971), School's Out (1972) и Billion Dollar Babies (1973), вся команда в составе Купер, Эзрин, басист Деннис Данауэй (Dennis Dunaway), барабанщик Нил Смит (Neil Smith) и гитаристы Глен Бакстон (Glen Buxton) и Майкл Брюс (Michael Bruce) исследовала все возможные варианты, заложенные природой в их гитарно-барабанный набор. Жанровый разброс песен был весьма значительным – от хорового припева "Schools Out" 

до странноватого спектакля в песне "Ballad of Dwight Fry".

Если вы прислушаетесь к «Балладе», то услышите определённые киношно-театральные интонации из 60-х и 70-х: и эта культурная доминанта была очень близка к театрализованному сценическому воплощению песен в исполнении шок-артиста – ему было что играть на сцене.

Надо сказать, что Купер этих своих киношных привязанностей никогда не скрывал: в одном из старых - 1972 года - интервью изданию Rolling Stone он рассказывал: «Мы сильно вдохновились саундтреком бондиановского «Голдфингера» («Goldfinger») – нам нравился драматизм мелодий, и мы просто кое-что переделали, чтобы это могло звучать на гитарах».

Наверное, именно это и спровоцировало желание написать песню для нового фильма о Джеймсе Бонде по-настоящему – а почему бы и нет? В 1973 году группа была в высокой точке, когда отправилась в студию для записи альбома Muscle Of Love. Правда, альбом этот станет последним, выпущенным оригинальным составом группы Alice Cooper. Забегая вперёд, скажу, что жизнь сложится так, что «Элис Купер-певец» продолжит сольную карьеру – которая существует до сих пор, - в то время как Данауэй, Смит, Бакстон и Брюс начнут выступать под названием Billion Dollar Babies. Правда, судьба этого коллектива не будет радужной – они выпустят всего один альбом Battle Axe (1975).

-4

Но вернёмся к группе Alice Cooper: во время сессий Muscle Of Love она записала песню The Man WithThe Golden Gun («Человек с золотым пистолетом») в качестве возможной темы для девятого фильма из серии о Джеймсе Бонде - и второго появления Роджера Мура в качестве агента 007. 

-5

Хотя в тот момент кем-то распространялись слухи, что с группой был заключен контракт на написание песни для фильма, на самом деле этого не было. Просто тот факт, что до этого продюсеры предпочли песню Live And Let Die для одноимённого фильма в исполнении Пола Маккартни (Paul McCartney) и Wings наводил на мысль, что они и дальше выберут песню, сочинённую и сыгранную рок-группой. 

Но план Купера - к сожалению - не сработал. В декабре 2011 года в интервью для ресурса A.V.Club он рассказал: «Наша песня попала в руки продюсеров Зальцмана и Брокколи слишком поздно – они уже заключили контракт с шотландской певицей Лулу (Lulu) на исполнение основной песни. Автором её были композитор Джон Барри (John Barry) и поэт Дон Блэк (Don Black)». Узнав об опоздании, Купер попытался переиграть ситуацию, но было поздно – фильм был уже намечен к выходу в прокат.

-6

«Я понимал, что наша песня была просто идеальна для «Человека с золотым пистолетом», - сокрушался Купер в этом интервью. – «Мы проделали большую работу: проанализировали все песни из бондианы и сделали супер-номер для фильма про Джеймса Бонда».

Конечно, задним числом можно говорить что угодно, но, всё-таки, надо отдать должное Куперу – все аранжировочные моменты в песне сделаны действительно с учётом специфики сериала. Да и сама мелодика тоже выдержана в характерных стилистических рамках. 

Впрочем, убедитесь в этом сами.

Песню записывал весь состав группы, но без Бакстона – его заменил сессионный гитарист Дик Вагнер (Dick Wagner) – я, кстати говоря, с ним тоже был знаком (к сожалению, он умер в 2014 году). Он чуть позже присоединился к группе Элиса и написал с ним много песен – в том числе для альбома Welcome To My Nightmare (1975).

Может, на изощрённое ухо песня сегодня звучит несколько упрощённо, но по тем временам её звучание было более чем трендовым. Надо сказать, что и Джон Барри, и Лулу впоследствии признали, что их песня была не очень удачной. 

Вот она, сравните сами.

«Возможно, эта песня была худшей за всю историю бондианы», - сказала Лулу в интервью в 2017 году. Джон Барри добавляет: «Мы очень спешили – у нас на всё было всего три недели – слишком напряжённо для меня».

-7

Артист Кристофер Ли, сыгравший в фильме злодея Скарамангу, сокрушался: «И зачем мы взяли песню Лулу? Песня Купера была явно лучше!».

Интересная информация: Элис Купер далеко не одинок в списке «пролетевших» в гонке песен для в бондианы. Так, группа Ace of Base пыталась написать трек для GoldenEye, группа Pulp готовила заглавный трек для Tomorrow Never Dies (правда, она смогла эту песню «утилизировать», переименовав в Tomorrow Never Lies). Даже легендарный Джонни Кэш (Johnny Cash) участвовал в «забеге» - он написал песню Thunderball для одноимённого фильма 1965 года, - и тоже неудачно. 

Были и другие невостребованные песни, но трек Элиса Купера как-то особенно ярко слушается сегодня.

В YouTube есть видео, где к оригинальным титрам фильма The Man With The Golden Gun подмонтирована песня Купера – очень даже уверенно всё смотрится:

А бондиана продолжает свою жизнь: в апреле 2020 года выйдет новый, 25-й по счёту, фильм No TimeTo Die из шпионской серии. Чья там будет песня, мы скоро узнаем. Но ажиотаж по этому поводу, похоже, ничуть не меньше, чем в 1974 году…