Как мы уже говорили, реализация решения ИМО о запрете на использование тяжелого топлива (СОТ) в Арктике способно нанести немалый ущерб нашему полярному судоходству. Наши лихорадочно ищут выход из складывающейся ситуации.
Так, без лишнего шума готовятся меры по выведению Севморпути из-под международной юрисдикции. Однако сложность в том, что это – заведомо проблемное и, в правовом смысле, сомнительное решение, принятие которого чревато международным скандалом, поэтому «наверху» оно рассматривается как крайняя мера.
В то же время, государство не оставляет надежды решить дело путем соглашения в дипломатическом формате. Это было бы хорошим выходом, поскольку позволило бы снять или отсрочить требование по СОТ без вышеупомянутых негативов. В рамках этого варианта, Россия подала в ИМО представление с целью отменить запрет на использование тяжелого топлива в Арктике.
Надо отдать должное, наши подготовились неплохо (хотя и затянули с этим делом почти до нового года). Во-первых, была достигнута предварительная договоренность с Канадой, оказавшейся в похожей ситуации, о том, чтобы продвигать отмену или отсрочку запрета совместными усилиями. Во-вторых, был оперативно подготовлен крупный материал, доказывающий, что воплощение данного решения ИМО возымеет отрицательные последствия для арктических стран. В-третьих, наши наконец-то догадались «вышибать клин клином» – в ответ на волну эко-паранойи, искусно разогнанной в западных СМИ под это решение, стали публично напирать на не менее хайповую и трендовую тему, а именно, потенциальный вред для КМНС, которые могут пострадать от срыва северного завоза, вызванного запретом на СОТ.
Тем не менее, не следует питать особых иллюзий по поводу успеха этого предприятия. За решением ИМО стоит Вашингтон, опирающийся на мощную «машину голосования» в организации и недвусмысленно заинтересованный в том, чтобы крепко дать России по рукам в Заполярье. Есть немалые опасения, что, как бы хорошо не была проработана аргументация России, решение останется в силе. Но и в этом свете демарш в ИМО будет небесполезен: Россия сможет с чистой совестью заявить, что сделала все, что смогла, чтобы решить дело полюбовно, но глас разума, мол, не был услышан, и поэтому нам придется действовать в одностороннем порядке. А это, в свою очередь, несколько снизит отрицательный эффект от «национализации» Севморпути.