Найти в Дзене
Пограничный контроль

«Отпуск по обмену». Рождественский фильм про границы

Я очень люблю рождественский фильм «Отпуск по обмену» с Кейт Винслет, Камерон Диас, Джеком Блэком и Джудом Лоу. И каждый год его пересматриваю. А сейчас меня вдруг осенило. Ба, сказала я вдруг себе, да ведь это же фильм о границах! Прямо учебник о том, как надо.

Сама идея обмена жильем – прекрасная метафора экологичного человеческого взаимодействия. Ты впускаешь кого-то в свое личное пространство со всеми его достоинствами и недостатками, но при этом понимаешь, что и сам вторгаешься в чужое и видишь там всю подноготную. Это и ответственность, и риск, само собой.

Отважиться на это не так-то просто, но в минуты кризиса и душевного раздрая такое решение приходит быстро – ты уже немного поврежден, а потому – мягок и открыт. Мужчины главных героинь прошлись по ним асфальтовым катком – чего уж бояться, что какая-то незнакомка увидит трещины на твоем чайнике? Так часто бывает и в жизни – мы открываемся, когда нам плохо, и лезем в чужое – тоже тогда.

Чужое отвлекает, развлекает, учит, меняет. Если пользоваться им деликатно и с любовью. Брать то, что дают, но при этом – и улучшать.
-2

Шикарному особняку в Голливуде не хватало душевной непосредственности Айрис, чтобы помочь соседу-старичку и коллеге-музыканту – талантливому, но неудачнику в любви. Выхолощенность и стерильность роскошного пригорода таила в себе жизнь, которая и открылась, стоило чуть-чуть поднажать эмоцией. А безалаберному непутевому коттеджу в Суррее как раз нужна была педантичность, сдержанность и рассудительность Аманды – реставрирующая, скрепляющая, исцеляющая, раскладывающая все по местам.

Это фильм о том, как складывается пазл, если во взаимодействиях людей нет насилия. Каждый может оказаться для кого-то именно тем, чем нужно, если несет себя в люди аккуратно и бережно. Если он честен сам с собой и с другими, искренен, и да – добр.
-3

Еще в фильме отлично показана разница между агрессором и «экологистом». Агрессор себя не сдерживает и прет напролом, в то время как экологично выстраивающий отношения человек постоянно оглядывается, чтобы не ошибиться. Собственно, все сюжетные коллизии на том и построены, что четверо главных героев страшно боятся «перейти черту», позволить себе лишнего в отношении чужих границ. Деликатничают, стесняются, спрашивают разрешения, смущаются и двадцать раз думают перед тем, как начать сближение.

Увидев заблудившегося старика, Айрис колеблется – она и хочет помочь, и опасается, что ненароком сунется не в свое дело. Аманда явно набирается храбрости, чтобы пойти к Грэму домой, и ужасно смущается, увидев, что он живет с дочками. Грэму дико любопытно узнать о прошлом Аманды, о том, какая она, но информацию он собирает по крупицам – ровно столько, сколько она может дать. А Майлс то и дело одергивает себя, чтобы вдруг не дать Айрис надежду – зная, что с нее уже хватит быть «третьей лишней» с мужчинами в отношениях.

Это поведение людей, которые думают о других и беспокоятся о том, как бы им не навредить.

-4
Агрессору, как вы понимаете, на это ровным счетом наплевать. Он беспокоится только о себе, а другие для него – лишь ресурсы.

Таким деструктивным типам самые лучшие ваши качества ни к чему, они их используют и выкинут как старую тряпку. Потому и тратить себя на них не надо – чемодан в окно и адиос. Появятся на пороге еще раз – еще раз туда же.

А хорошее нужно беречь. Растить и увеличивать. Греть и хранить.

-5

И тогда будет счастье.

С Рождеством!