Идея реформирования (и даже - расформирования) ГИБДД обсуждается в России несколько лет подряд. Многие предложения на эту тему, высказанные два-три года назад, сходятся в одной дате - 2020 год. Разберёмся, ждёт ли ГИБДД серьёзная реформа в 2020 году, каковы последние новости о будущем дорожной полиции в России, стоит ли опасаться расформирования автоинспекции.
Какие идеи реформирования ГИБДД к 2020 году высказывались раньше
Реформа ГИБДД была особенно модной темой в 2017-2018 году. Именно тогда было высказано несколько идей по преобразованию госавтоинспекции. От каких-то предложений отказались очень быстро. Какие-то воплощаются в жизнь. Напомним основные:
- Максимальный переход на автоматическую фиксацию мелких нарушений камерами. Инспекторы должны выявлять только серьёзные нарушения ПДД (как езда в нетрезвом виде) и заниматься поимкой опасных водителей.
- Придание статуса камер видеофиксации обычным видеорегистраторам и смартфонам - другие водители или пешеходы могли бы отправлять сообщения о нарушении ПДД через специальное приложение. Штраф предполагалось выписывать автоматически, как со стационарной камеры.
- Расформирование ГИБДД и её объединение с ППС. “Универсальные” уличные полицейские занимались бы и безопасность на дорогах, и пресечением бытового криминала.
- Создание полноценной дорожной полиции, которую освободят от бумажной работы и регистрационных функций.
- Появление независимого от МВД Министерства безопасности дорожного движения - гражданского ведомства, которое должно заниматься проблемами дорог и их безопасности более широко.
От идеи объединения ГИБДД и ППС отказались достаточно быстро. Она активно обсуждалась весной 2017 года, а уже в декабре официальные источники в МВД рассказали, что такого не будет. Одна из главных причин - разная специфика службы и особые требования к подготовке. У сотрудников ППС, например, нет нужной глубины знания правил дорожного движения и административного законодательства в этой части.
Повышать статус ГИБДД до отдельного, независимого от МВД, министерства тоже не стали. И вряд ли такая реформа случится в 2020 году.
Возможно, такая идея сама по себе вполне здравая. С точки зрения безопасности дорог Россия - практически непаханое поле. Для того, чтобы общее число ДТП снизилось, а количество погибших и пострадавших приблизилось к нулю (а цель такая перед правительством страны поставлена), подход к безопасности действительно должен быть комплексным. А действия дорожников и автоинспекции - максимально согласованными и подчинёнными чётко прописанной стратегии. Однако всерьёз создание отдельного министерства обсуждать так и не стали. Эта идея лишь проскочила в числе прочих предложений.
Медленное реформирование ГИБДД в 2020 году
В каких-то мелочах реформирование ГИБДД и её функций действительно происходит. И очевидно, что выбран именно такой курс - на плавную реформу.
Описать конечную цель, к которой планирует прийти ГИБДД по завершении этой реформы, можно примерно так:
- Выезд экипажа на оформление ДТП должен стать исключением - документы должны заполнять либо сами водители, либо представители страховых компаний.
- Группы разбора должны быть расформированы - все обжалования решений по ДТП будут вестись через суд.
- Полный переход на электронный документооборот - включая все протоколы и постановления на нарушителей. Доступ к базе документов может быть предоставлен автостраховщикам.
- Фиксация большинства нарушений камерами.
- Передача регистрационных функций другим организациям (пример - возможность получить госномера на новый автомобиль у дилера).
- Сотрудники ГИБДД должны затрачивать меньше ресурсов на приём экзаменов у водителей-новичков. В идеале это должно происходить без их участия.
Что касается передачи функций приёма экзаменов у выпускников автошкол кому-то ещё (например, самим автошколам), пока это выглядит нереалистичной идеей.
Придумать схему, при которой автошколы будут принимать экзамены честно, довольно тяжело. Работа многих таких образовательных организаций может свестись к продаже водительских прав. Поэтому пока ГИБДД от приёма экзаменов не отказывается.
Зато сам экзамен реформируется и будет требовать меньше ресурсов от автоинспекции - с 1 октября 2020 года кандидаты на получение удостоверений категорий B, C и D будут сдавать единый практический экзамен. Отдельного экзамена на автодроме и отдельного - в условиях реального уличного движения, больше не будет. Практический экзамен будет один - на городских улицах.
Сокращение ГИБДД в 2020 году
Будет такое сокращение или нет - пока сказать невозможно. Хотя и понятно, что в данный момент сокращать ГИБДД некуда. Работающих “на земле” сотрудников и без этого не хватает. А передача бумажных и регистрационных функций сторонним организациям пока идёт не так быстро, чтобы освободить от этой работы кабинетных сотрудников.
Последнее на сегодня сокращение ГИБДД провели в сентябре 2019 года. Хотя сокращение это было условным - некомплект ГИБДД на 1 сентября составлял 5265 человек, и 2000 вакансий просто упразднили.
На сегодня ГИБДД - это часть МВД. И сокращения в дорожной инспекции стоит рассматривать в контексте возможного сокращения МВД в целом. В то же самое время численность МВД может оставаться неизменной, а отдельные подразделения при этом - сокращаться. Именно так произошло в сентябре, когда две тысячи вакансий ГИБДД в регионах сократили ради увеличения численности миграционных отделов.
Что ждёт ГИБДД в 2020 году
Судя по всему, принципиальных изменений и глобальных реформ не будет. ГИБДД будет постепенно освобождаться от каких-то функций, вроде выезда на ДТП или заполнения бесконечных бумаг. Какие-то процессы будут оптимизироваться и требовать меньше ресурсов - как приём практических экзаменов у выпускников автошкол.
Наверное, это правильное направление. Вопрос - не нужно ли реформировать ГИБДД по-настоящему и более решительно, чтобы проблема безопасности дорог в России решалась более активно. Десятки погибших в ДТП каждый день - это настоящий позор для современного государства.
Оригинал статьи на нашем сайте: https://newsment.ru/context/reforma-gibdd-v-2020-godu-poslednie-novosti-o-budushhem-dorozhnoj-politsii/