Многолюдные колонны издалека похожи на крестный ход, только вместо хоругвей ввысь подняты красные флаги, роль икон играют разного размера портреты, а вместо батюшек возглавляют шествие лидеры партии коммунистов. Движутся они к одной цели. Нет, не к светлому будущему (за это они уже не отвечают), а скорее к неоднозначному прошлому в лице бюста Иосифа Сталина у Кремлевской стены. Мероприятие сие было приурочено к 140-летнему юбилею почившего вождя, и, пожалуй, самым крупным подарком для юбиляра стал очередной памятник, на этот раз торжественно открытый в Волгограде.
Волгоград, недолгое время (с 1925 по 1961 год) носивший имя Сталинград, помнит несколько циклов установки и сноса памятников Сталину. До войны памятники ставили – пришли немцы и вместе с большей частью города разрушили. После войны восстановили скульптуры мудрого вождя на постаментах – во время «оттепели» тирана вновь свергли и отправили на свалку. Но время прошло, и отдельные активисты левых и патриотических организаций требуют реванш. В 2013 году они одержали первую победу, и девять дней в году город на Волге официально именуется Сталинградом. Но этого им, видимо, было мало.
20 декабря 2019 года перед зданием Сталинградского обкома КПРФ было немноголюдно – всего 50 человек с учетом журналистов. Перед граффити с флагом 150-й Идрицкой стрелковой дивизии в красную ткань укутан вождь. После торжественной речи и разрезания ленточки бронзовый Сталин являет себя народу под негромкие аплодисменты. Коммунисты ликуют и улыбаются, говорят, что памятник не просто дань уважения Иосифу Виссарионовичу, а символ восстановления исторической справедливости.
С волгоградскими коммунистами можно согласиться только в одном – Сталин действительно символ, и им он стал почти сто лет назад. Вот только в разное время он символизировал что-то свое, и продвижением этого активно занималась пропаганда. Так, в довоенные годы вождя представляли, как главного защитника от мировой буржуазии и строителя коммунизма, в военные – как великого стратега и полководца, после смерти – как палача. С незначительными изменениями эти точки зрения дошли и до нынешних времен, а сама личность Сталина, словно дедушка Ленин в песне «Гражданской обороны», разложилась на плесень и липовый мед.
Коммунисты, взяв на вооружение методы монахов, писавших жития святых, превратили Сталина в небожителя, причем реальная его личность им вряд ли интересна. Он для них икона, с которой они идут в бой на враждебные им с политической точки зрения группы людей. Где-то открыли памятник Ельцину? Откроем в отместку бюст отцу народов! Повесили мемориальную доску Маннергейму? Потребуем назвать улицу в честь Сталина! Указанные фигуры не являются равными по масштабу их деятельности (безусловно, тут верх одержит Сталин), но объединяет их одно – неоднозначность. К сожалению, на фоне этой мышиной возни мельчает и вождь.
Казалось бы, сталинизм прошел как страшный сон и был осужден большей частью коммунистов еще в 50-е годы, но у их последователей именно Сталин вызывает наибольший интерес. Однако интересует он их не как личность и не как историческая фигура, а как инструмент. Тяжелый тупой инструмент, который вызывает наибольшую ненависть у «либерастов» и им сочувствующих. И заметьте, Владимира Ленина, основателя партии большевиков и личность менее спорную, современные коммунисты почти не упоминают, ведь его имя не даст такого резонанса, как имя его «наследника».
Хочется верить, что современные коммунисты (хотя представителей КПРФ впору называть оппортунистами за их двойственную позицию и соглашательство с властью) все-таки поймут, что, прыгая по российским городам с портретами мертвого вождя и пытаясь учить народ истории, где не нашлось места ГУЛагу, коллективизации и культу личности, они превращают Сталина в мелкого божка, а сами становятся недалекими язычниками, этому божку поклоняющимися. России не нужны очередные памятники Сталину (а также Ивану Грозному, Ельцину, Гайдару и другим одиозным политикам) как символ уже неоднократно осужденного прошлого, а адекватные идеи построения справедливого общества. Но коммунисты, несмотря на свои широкие возможности, сильны пока только в первом.
Если вам понравилась статья, то рекомендую также прочитать:
О Спасе на Сенной, церкви среди кабаков и притонов;
О тяжелых буднях фронтовых кинооператоров;
О Знаменской церкви, снесенной ради метро